ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ (НА ОСНОВЕ КАЗАХСКИХ ПЕСЕН)

Авторы

  • Шыныбаев Серикбол Тулеутаевич Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0001-8688-5206
  • Таубалдиева Жуматай Шонкеновна Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0003-4587-8282
  • Онгарбаева Слушаш Сабитовна Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-1258-1952

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.020

Ключевые слова:

будущий учитель музыки, певческие навыки, казахские народные песни, вокальная подготовка, педагогические условия, профессиональная подготовка, национальная культура

Аннотация

В современном обществе актуальность сохранения национальной идентичности и
передачи культурного наследия из поколения в поколение возрастает. В этом контексте система
образования является основным институтом пропаганды национальных ценностей. В статье научно
обоснована эффективность использования богатого песенного искусства казахского народа в
профессиональной подготовке будущих учителей музыки. Цель исследования – определить педагогические
условия, влияющие на развитие певческих навыков будущих учителей музыки на основе использования
казахских народных песен, и доказать их эффективность.
В ходе исследования в качестве педагогических условий рассматривались следующие вопросы: подбор
вокального репертуара с учётом жанровых и стилистических особенностей казахских песен в соответствии с
учебной программой; применение дифференцированных методов обучения, учитывающих индивидуальные
особенности студентов; глубокий анализ интонационной структуры, исполнительских традиций и образного
содержания казахских песен. Кроме того, национальный колорит и эмоциональная глубина песен
рассматриваются как важный инструмент для совершенствования вокальной техники и развития
художественной интерпретации. В процессе развития певческих навыков особое внимание уделялось развитию
вокальной техники, интонации и музыкально–целевого мышления при сохранении национального колорита.
Результаты исследования показали, что систематическое включение казахского песенного
наследия в учебный процесс не только повышает профессионально–творческий потенциал будущих
учителей, но и положительно влияет на формирование их интереса к национальной культуре, духовно
нравственных ценностей и профессионального самосознания. Таким образом, песенное искусство казахского
народа научно обосновано как важный дидактический и воспитательный ресурс в подготовке учителей
музыки. Эта работа вносит вклад в теорию и практику музыкальной педагогики, а также в пропаганду
национальной музыкальной культуры.

Загрузки

Опубликован

30.10.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление