ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Авторы

  • Абділдаұлы Алем Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-3048-0602
  • Бахтаулова Алефтина Сембаевна Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0001-6328-6438
  • Мукашева Данагул Мадияровна Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-1590-5852
  • Курабаева Фарида Альмырзиновна Павлодарский педагогический университет имени Алькея Маргулана, Республика Казахстан, г. Павлодар https://orcid.org/0009-0004-4491-6536

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.001

Ключевые слова:

естественные науки, биологическое образование, исследовательская компетентность, исследовательское обучение, педагогика

Аннотация

В данном исследовании рассматривается текущий уровень исследовательской компетентности школьников и учителей биологии в рамках обновлённой образовательной программы Казахстана. Оценивается эффективность учебной программы по биологии в развитии научного мышления, анализируется взаимосвязь между теоретическими знаниями и практическими навыками учащихся, а также исследуется роль профессиональной квалификации и педагогических подходов учителей в формировании исследовательских способностей обучающихся. В работе использован смешанный дизайн исследования, включающий анкетирование, интервью и наблюдение за учебным процессом. Результаты показывают, что исследовательская компетентность учащихся во многом зависит от интеграции концептуального понимания с практическим опытом, в то время как педагогические навыки учителей существенно влияют на вовлечённость и мотивацию обучающихся. Полученные данные подтверждают необходимость внедрения интерактивных и проектных методов обучения в преподавание биологии для повышения исследовательских компетенций. Международные показатели, такие как программа PISA, подчёркивают значимость формирования научной компетентности как ключевого результата обучения. Научная компетентность объединяет знания, навыки, критическое мышление и умение эффективно передавать научную информацию. В современном мире, формируемом технологическим прогрессом, экологическими вызовами и глобальными проблемами здоровья, данные компетенции приобретают особую ценность.

Загрузки

Опубликован

30.10.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление