РЕФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.018Ключевые слова:
трудовое право, сфера образования, правовой статус, социальное партнерство, трудовой договор, педагог, правовое регулирование, трудовой спорАннотация
На современном этапе трудовые отношения в сфере образования становятся актуальной
формой правового реформирования. Особенностью сложившихся в этой сфере трудовых отношений является то,
что они не ограничиваются только экономическими аспектами, но имеют комплексный характер, направленный на
развитие социального, культурного и человеческого капитала. Необходимость определения правового статуса
педагогов в Республике Казахстан, защиты их трудовых прав, совершенствования условий труда, а также
внедрения механизмов социального партнерства в организациях образования рассматривается как одна из
важнейших предпосылок модернизации системы образования.
Цель данной исследовательской работы–научное обоснование направлений правовой реформы
трудовых отношений в сфере образования, роли Института социального партнерства и эффективных
механизмов правового регулирования. В исследовании, опираясь на сравнительно–аналитический обзор
международного опыта и национальной правовой базы, выявляются недостатки и правовые пробелы в
обеспечении трудовых прав работников образования. Кроме того, будут предложены пути повышения
социальной защищенности педагогов и усиления правовых гарантий в разрешении трудовых споров. В
статье подчеркивается необходимость комплексного регулирования сложных правоотношений,
возникающих на стыке трудового права и права на образование, научно анализируется перспектива
развития механизмов социального партнерства (коллективных договоров, соглашений, роли
профессиональных объединений и профсоюзов) в данной сфере.
ҚАЗ
РУС
ENG