ВНЕДРЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ИЗМЕРЕНИЮ МАССЫ ТЕЛ

Авторы

  • Абдулаева Әйгерім Бекмұханбетқызы Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0003-0089-7615
  • Жанатбекова Назым Жанатбеккызы Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-4425-5692
  • Сакибаева Бэла Разаховна Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-6420-1552
  • Жақпаев Қуаныш Раимбекұлы Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-6092-8084

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.002

Ключевые слова:

исследовательский метод, лабораторные работы по физике, определение массы тела, навыки научного процесса, колебания

Аннотация

Цель исследования - обосновать методику развития у учащихся умений научного процесса на основе учебно-экспериментальной работы исследовательского характера с применением методов исследования и экспериментальной проверкой ее эффективности. Проведение учебно-экспериментальной работы по физике в школе позволяет отработать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработка, анализ и представление результатов, получение выводов. Также это направлено на развитие исследовательского типа мышления учащихся и активизацию личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач был использован ряд взаимодополняющих методов: анализ научных исследований с целью определения актуальности исследуемой проблемы и ее теоретических основ; метод предэкспериментального исследования. В данном исследовании концепция разделена на три подконцепции: 1) Определение массы, 2) Колебания и 3) Простые колебания маятника. В исследовании использовался предэкспериментальный метод. Использовалась одногрупповая схема предварительного и последующего тестирования. В исследовании приняли участие 28 учащихся IX класса средней школы г. Талдыкорган. Процесс совершенствования навыков научного процесса у учащихся изучался на основе нормализованного анализа результатов пре- и посттестирования по трем подконцепциям. Результаты исследования показали эффективность применения исследовательского метода обучения для совершенствования навыков научного процесса при изучении физики. Научная новизна исследования заключается в выявлении объективных дидактических условий и методов (приемов) поэтапного управления процессом совершенствования умений учащихся в области естественнонаучных процессов в процессе учебно-исследовательской деятельности. Статья предназначена для педагогов, научной общественности, занимающейся вопросами развития исследовательской деятельности учащихся при обучении физике.

Загрузки

Опубликован

30.10.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление