РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ (ЦУР 4)

Авторы

  • Мұхамбетәлиева Зухра Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0009-0006-7791-315X
  • Зейнолла Сауле Университет Нархоз, Республика Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-9504-9629
  • Узакова Асем Бакитжановна Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-9664-0912
  • Кокталов Нурдос Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0009-0004-7636-7674

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.015

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, искусственный интеллект, образование, педагог, качественное образование, устойчивое развитие

Аннотация

В этой статье рассматриваются педагогические, методические и этические аспекты применения искусственного интеллекта (ИИ) в системе образования. Актуальность исследования определяется в рамках Цели 4 Трудовых целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ТДМ) – «Качественное образование», так как искусственный интеллект предоставляет огромные возможности для повышения качества образования, обеспечения инклюзивности и предложении учащимся индивидуальных образовательных траекторий. В статье представлены анализы документов ЮНЕСКО, ОЭСР, Европейской Комиссии и Европейского Парламента, выявлены преимущества и ограничения использования инструментов ИИ в системе образования. Методология исследования основана на количественном контент-анализе, а эмпирическим источником данных были данные пользователей платформы «Aitalim».

Результаты показали, что инструменты ИИ способствуют повышению профессиональной компетенции педагогов, развитию функциональной грамотности и повышению эффективности подготовки содержания уроков. Также отмечается, что ИИ помогает развивать критическое мышление, творчество, сотрудничество, а также осваивать основы программирования, машинного обучения и этики. В статье анализируются европейская рамка DigCompEdu и стандарты ISTE, и раскрывается их значение в формировании цифровых компетенций педагогов. Практика создания тестов на платформе «Aitalim» показала, что она позволяет учителям автоматизировать учебные задания, экономить время и учитывать индивидуальные потребности учащихся. В заключение искусственный интеллект является мощным инструментом, который может поднять педагогическую практику на новый уровень. Однако для его эффективного использования необходим комплексный подход в этическом, правовом и методическом аспектах.

Загрузки

Опубликован

30.10.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление