УРОВЕНЬ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ IOT И МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

Авторы

  • Сейдуәлі Қасым Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0003-2673-9316
  • Ошанова Нұржамал Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Республика Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-5795-6092

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.016

Ключевые слова:

интернет вещей (IOT), машинное обучение, цифровизация образования, высшее образование, технологии обучения

Аннотация

В условиях стремительного развития цифровых технологий системы высшего образования сталкиваются с необходимостью интеграции передовых решений для повышения качества обучения и подготовки конкурентоспособных специалистов. Одним из таких решений является интернет вещей (IoT) и технологии машинного обучения, которые широко используются в образовательной среде. Интеграция IoT позволит университетам не только автоматизировать инфраструктуру, но и создать интеллектуальное образовательное пространство, обеспечивающее индивидуальный подход к обучению. В свою очередь, машинное обучение открывает возможности для анализа больших образовательных данных, адаптации учебных курсов к индивидуальным траекториям учащихся и прогнозирования их прогресса. Несмотря на очевидные преимущества, внедрение этих технологий в вузах сопровождается рядом вызовов: отсутствием технической базы, недостаточной квалификацией преподавателей, а также отсутствием единых стратегий цифровой трансформации. В данной статье будет рассмотрен текущий уровень внедрения IoT и машинного обучения в университетах Республики Казахстан, проанализированы основные проблемы и предложены возможные пути их решения. Кроме того, в исследовании рассматриваются лучшие практики интеграции данных технологий в мировом образовательном пространстве, что позволяет сравнить уровень цифровизации отечественных вузов с международными трендами. Особое внимание уделяется педагогическим и организационным аспектам внедрения инновационных решений. Результаты анализа могут быть полезны для разработки образовательных программ в университетах и повышения квалификации преподавателей. Представленные выводы и рекомендации направлены на стимулирование более эффективного и системного подхода к использованию IoT и машинного обучения в высшем образовании Казахстана.

Загрузки

Опубликован

30.10.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление