ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКИ ФУТУРОДИЗАЙНА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.007

Ключевые слова:

проектно-творческие компетенции, футуродизайн, педагогическое образование, прогнозирование, креативность, цифровые технологии

Аннотация

В статье рассматривается методика формирования проектно–творческих
компетенций у студентов педагогических специальностей в условиях цифровизации образования.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки будущих педагогов, способных
мыслить критически, работать с открытыми проблемами и проектировать образовательное будущее.
Теоретический анализ отечественных и зарубежных источников (Зимняя, 2006; Хуторской, 2010; Robinson,
2011; Inayatullah, 2015) показал, что использование методов футуродизайна и сценарного моделирования
способствует развитию прогностических умений, креативности и метапознавательной рефлексии.
Эмпирическая часть исследования была проведена на выборке студентов художественно
педагогического профиля факультета искусств Университета Акдениз (n = 84). В качестве инструментов
применялись методы коллективного проектирования, визуализация образовательного будущего через
инфографику, коллажи, цифровые симуляции и 3D–моделирование. Исследование включало констатирующий
и формирующий этапы, а в качестве диагностических критериев использовались показатели
прогностической компетентности, творческой инициативы и самостоятельности.
Результаты статистического анализа (t–критерий Стьюдента, коэффициент Кендалла W)
подтвердили значимый рост уровня проектно–творческих компетенций, в частности умений
прогнозирования, оригинальности замысла и качества рефлексии. Новизна работы заключается в адаптации
концепции футуродизайна к художественно–педагогическому образованию Казахстана. Практическая
значимость исследования состоит в возможности интеграции разработанной методики в образовательные
программы вузов, что позволит повысить эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов
и сформировать у них готовность к работе в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

Загрузки

Опубликован

30.10.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление