ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ КАЗАХСКИХ ПЕВЦОВ-АКЫНОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ЦИФРОВОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ

Авторы

  • Кондыбай Медет Манасулы Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0009-0006-4546-8039
  • Абдиманулы Омирхан Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0001-9134-5132

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.014

Ключевые слова:

цифровое повествование, певцы-акыны, казахская литература, педагогика, мультимедийное обучение, проектная деятельность, ИКТ, мотивация

Аннотация

Творчество казахских певцов-акынов обладает высокой ценностью для духовно-культурного развития современных школьников. В то же время важно учитывать, что познавательный потенциал и особенности восприятия нынешних обучающихся существенно изменились под влиянием требований времени. Настоящая статья ориентирована на исследование психолингвистической и педагогической эффективности преподавания поэзии казахских певцов-акынов учащимся старших классов общеобразовательной школы с использованием метода цифрового повествования (digital storytelling). Актуальность работы обусловлена необходимостью внедрения инновационных методов обучения в контексте обновленного содержания образования. В учебных программах средней школы Казахстана тема жизни и творчества певцов-акынов XIX века обозначена как самостоятельный раздел; при ее освоении принципиально значимыми являются эффективное использование возможностей информационно-коммуникационных технологий, признание учащегося центральным субъектом обучения и применение активных методов, основанных на его самостоятельной образовательной деятельности.

Цель исследования – обосновать психолингвистическую и педагогическую эффективность обучения поэзии певцов-акынов через цифровое повествование и предложить содержательно-методическую модель, готовую к внедрению в школьную практику. Научная новизна состоит в разработке последовательной модели мультимедийного пере-повествования произведений (видеоэссе, документальный короткометражный фильм, поэтический подкаст, анимация), а также в подготовке оценочной рубрики и карты конкретных заданий. В методологии применены анкетирование, педагогический эксперимент и поэтический анализ; интегрированы цифровые инструменты Canva, StoryMap, Adobe Express. Результаты показывают, что цифровое повествование усиливает учебную мотивацию, развивает творческие способности и языковую компетентность учащихся; в процессе обучения оно интенсифицирует эмоционально-когнитивное восприятие и способствует более глубокому пониманию идей поэзии певцов-акынов. Исследование закладывает научные основы эффективного использования возможностей цифровой педагогики при преподавании национальной литературы.

Загрузки

Опубликован

30.10.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление