РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Авторы

  • Байзакова Улжан Сатановна Кыргызский государственный университет имени И.Арабаева, Кыргызстан, Бишкек. https://orcid.org/0009-0005-2688-3432
  • Калдыбаева Айчорок Токболатовна Кыргызский государственный университет имени И.Арабаева, Кыргызстан, Бишкек. https://orcid.org/0009-0009-4519-8341

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.115.2.006

Ключевые слова:

педагогические коммуникации, профессиональное становление, студенты педагогических специальностей, профессиональная идентичность, коммуникативные навыки, обратная связь, анкетирование, педагогическое образование

Аннотация

Цель данного исследования заключается в изучении роли педагогических коммуникаций в профессиональном становлении будущих педагогов. В последние десятилетия наблюдается растущий интерес к этому аспекту образовательного процесса, который влияет на формирование профессиональных компетенций и развитие личностных качеств студентов. В исследовании использовался метод анкетирования для сбора данных о восприятии педагогических коммуникаций студентами педагогических специальностей. Анкета «Педагогические коммуникации глазами студентов» состояла из 8 вопросов, направленных на выявление отношения студентов к общению с преподавателями и сверстниками, а также на влияние этих взаимодействий на их профессиональное развитие. В исследовании приняли участие 50 студентов, и результаты были представлены в виде таблиц и диаграмм для наглядности. Анализ данных показал, что большинство студентов (92%) считают общение с преподавателями важным аспектом учебного процесса, а 88% отметили, что коммуникация в учебной среде положительно влияет на их уверенность в будущей профессии. Несмотря на положительные оценки, 40% респондентов указали на наличие трудностей в групповой коммуникации, что подчеркивает необходимость развития межличностных навыков. Также 69% студентов получают регулярную обратную связь от преподавателей, что способствует их мотивации и профессиональному самоопределению. Однако, наличие почти трети респондентов, не ощущающих достаточной обратной связи, указывает на потенциал для совершенствования педагогических стратегий. Данное исследование подчеркивает важность педагогических коммуникаций как ключевого фактора в профессиональном становлении будущих педагогов. Результаты подтверждают необходимость создания открытой и доверительной атмосферы в образовательной среде, а также акцент на развитии эмоционального интеллекта и межличностных навыков. Полученные данные могут быть полезны для разработки методик, направленных на улучшение образовательной среды и повышение качества педагогической подготовки, а также для дальнейших исследований в данной области.

Загрузки

Опубликован

26.06.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление