ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.115.2.013

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, моделирование производственных ситуаций, студенты колледжа, специальные дисциплины, активные методы обучения, экспериментальное обучение, профессиональное мышление, подготовка специалистов

Аннотация

Целью исследования является выявление влияния моделирования производственных ситуаций на развитие профессиональной компетентности студентов колледжа в процессе изучения     специальных  дисциплин.            Основной       идеей  работы          является        обоснование эффективности применения моделирования как активного метода обучения, направленного на формирование у студентов практических навыков и профессионального мышления. Научная значимость исследования заключается в дополнении теоретических основ профессионального образования новыми данными о воздействии моделирования производственных ситуаций на уровень компетентности обучающихся. Практическая значимость обусловлена возможностью внедрения разработанных методик в образовательный процесс колледжей для повышения качества подготовки специалистов. Гипотеза исследования заключается в том, что применение моделирования производственных ситуаций способствует формированию более высокого уровня профессиональной компетентности у студентов колледжа по сравнению с традиционными методами обучения. Методология исследования включает экспериментальное обучение, в ходе которого экспериментальная группа студентов проходила занятия с использованием моделирования производственных ситуаций, а контрольная группа обучалась традиционным способом. Для оценки уровня профессиональной компетентности применялись тестовые задания, экспертная оценка и анкетирование. Результаты исследования показали, что использование моделирования способствует значительному повышению профессиональной компетентности студентов, улучшению их аналитических и практических навыков, а также формированию готовности к профессиональной деятельности. Анализ данных подтвердил статистически значимую разницу между экспериментальной и контрольной группами. Выводы исследования свидетельствуют о высокой эффективности моделирования производственных ситуаций как метода активного обучения, способствующего развитию ключевых профессио- нальных компетенций студентов колледжа. Проведённое исследование ценным образом дополняет практические и методологические подходы к подготовке квалифицированных кадров. Новизна исследования заключается также в том, что разработанная методика апробирована в реальных условиях казахстанского колледжа, с учетом локальной специфики содержания специальных дисциплин и профиля подготовки. Практическое значение работы заключается в разработке рекомендаций и методических материалов для преподавателей, направленных на интеграцию моделирования в учебный процесс специальных дисциплин колледжей.

Загрузки

Опубликован

26.06.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление