ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Авторы

  • Кульджатаев Мухтар Маулетказиевич Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г.Талдыкорган https://orcid.org/0009-0009-6807-3656
  • Тыныбек Багдат Управление гражданской обороны ДЧС области Жетісу, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0009-0005-7413-9659

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.115.2.017

Ключевые слова:

искусственный интеллект, гражданская оборона, чрезвычайные ситуации, SBAS, CABRI, адаптивное обучение, цифровая педагогика, моделирование, студенты, безопасность

Аннотация

В условиях возрастания числа чрезвычайных ситуаций, вызванных как природными, так и техногенными факторами, подготовка молодежи к действиям в условиях риска становится приоритетной задачей образования. Целью данного исследования является оценка потенциала технологий искусственного интеллекта (ИИ) в формировании у студентов знаний, умений и психологической готовности к реагированию в ситуациях гражданской обороны и чрезвычайных происшествий. Эмпирическое исследование проводилось в 2024–2025 учебном году на базе Жетысуского университета имени Ильяса Жансугурова (г. Талдыкорган, Казахстан) и охватило 124 студента 2–3 курсов, обучающихся по направлениям педагогики, информационных технологий и естественных наук. В рамках эксперимента были апробированы два ИИ-инструмента: адаптивная система моделирования на основе сценариев (SBAS) и диалоговая платформа обучения рискам (CABRI), использующая чат-ботов на основе обработки естественного языка. Результаты показали, что студенты экспериментальной группы, обучавшиеся с применением SBAS и CABRI, превзошли контрольную группу по всем ключевым критериям: знание протоколов, точность и скорость принятия решений, стратегическое мышление, использование профессиональной терминологии, стрессоустойчивость и способность к переносу знаний на новые сценарии. Используемая метрика — Индекс эффективности получения знаний (KGEI) – позволила объективно оценить рост успеваемости с учётом времени взаимодействия с ИИ-платформами. Разница между экспериментальной и контрольной группами оказалась статистически значимой (p<0,05). Полученные данные подтверждают высокую эффективность интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс по гражданской обороне. Исследование завершилось формулировкой практических рекомендаций для разработчиков образовательных программ, преподавателей вузов и государственных органов в области образования. Выводы могут быть использованы для масштабирования цифровых технологий безопасности в университетах Казахстана и других стран.

Загрузки

Опубликован

26.06.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление