РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI:
https://doi.org/10.53355/ZHU.2024.111.2.011%20Ключевые слова:
дошкольное образование, процесс обучения, коммуникативные навыки, диалогическая речь, методы обучения, сеансы активизирующего общения, игра, детская речьАннотация
Цель статьи — изучить особенности освоения дошкольниками диалогической формы
речи и создать педагогическую программу формирования диалога детей старшего
дошкольного возраста, разработать совместные игры, способствующие саморазвитию
детской речи. В статье основное внимание уделяется обучению диалогическому общению
детей дошкольного возраста, причем данное умение можно поднять на более высокий
уровень, если будут выявлены педагогические возможности сеансов активизирующего
общения и разработаны содержательные и организационно-методические основы их
использования в учебно-образовательном процессе. Обращается внимание на ведущую идею
исследования: речь ребенка развивается в результате речевой активности. Также, по
результатам теоретического изучения проблемы и итогам опытно-педагогической работы
автор утверждает, что одна из главных задач речевого развития является развитие
диалогической речи. Важно научить детей к сотрудничеству и взаимопониманию между
собой в процессе совместной деятельности. Предпринятые экспериментальные исследования
о проблеме общения дошкольников со своими ровесниками в стране и за рубежом, дают
картину онтогенетического развития общения со сверстниками в рамках 7 лет жизни. Автор
отмечает, что данные исследования продолжаются в практике работы дошкольных
учреждений. В исследовании делается попытка раскрыть эту проблему глубже и показать,
какое влияние оказывает диалог на общее речевое развитие.
В статье представлен комплекс активных и интерактивных методов и
образовательных мероприятий для детей дошкольного возраста. Данный материал будет
иметь ценность для воспитателей дошкольных учреждений, направленных на повышение
уровня мотивации, самооценки, типа мышления. Результаты эксперимента показали
положительное влияние выбранных методов и мероприятий на развитие диалогической
речи детей дошкольного возраста.