ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
DOI:
https://doi.org/10.53355/ZHU.2024.110.1.017Ключевые слова:
человеческий капитал, индекс развития человеческого капитала, расходы на образование, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, бәсекеге қабілеттілікАннотация
В настоящем исследовании поднимается вопрос оценки влияния образовании и науки на формирование человеческого капитала как в глобальном масштабе, так и в Республике Казахстан. Проанализирована динамики Индекса человеческого развития (Human Development Index, HDI) в Республике Казахстан в сопоставлении с общемировым трендом и показателями стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты исследования свидетельствуют о стабильном, хотя и среднем уровне человеческого развития, при этом Республика Казахстан превосходит мировые показатели, но уступает странам ОЭСР. Особое внимание уделяется общей тенденции снижения уровня человеческого развития, связанной с воздействием глобальной пандемии, особенно в секторах образования и науки. Система образования в стране анализируется с точки зрения воздействия на интеллектуальный потенциал общества, производительность труда и развитие научной сферы. Обозначены противоречия в структуре расходов на образование, акцентируется внимание на критике системы высшего образования и уровне развития науки в стране. Исследование также включает в себя анализ внутренних затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), предоставляя рекомендации для улучшения уровня развития человеческого капитала в стране за счет инвестиций в развитие образования и науки.