ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ-ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
DOI:
https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.115.2.016Ключевые слова:
инновационные технологии, высшее образование, педагогические инновации, цифровая трансформация, методы обучения, образовательная средаАннотация
В условиях стремительных перемен в обществе и глобализации ключевым ориентиром для развития образования становится внедрение инновационных технологий. В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты использования инновационных подходов в образовательном процессе высших учебных заведений. Автор акцентирует внимание на том, что инновации в образовании – это не просто внедрение новых технических средств, а комплексное изменение содержания, форм и методов обучения, направленное на повышение качества образования и развитие личности студента. Инновационные технологии, по мнению автора, способствуют формированию у обучающихся таких компетенций, как критическое мышление, креативность, коммуникативность и способность к самообучению. В статье приведены основные классификации инновационных образовательных технологий: по методам обучения (проблемное, проектное, диалоговое), по техническим средствам (цифровые, компьютерные, дистанционные технологии), а также по организационным формам (модульное, смешанное обучение и др.). Особое внимание уделяется роли преподавателя в реализации инновационного подхода – как инициатора, модератора и консультанта в обучающем процессе. Автор подчёркивает, что успешное внедрение инноваций невозможно без изменения мышления всех участников образовательного процесса, пересмотра методик преподавания, а также создания благоприятной образовательной среды. Описываются конкретные способы реализации инноваций, включая проведение тренингов, семинаров, консалтинговых встреч, а также трансфер знаний и педагогического опыта. В статье сделан вывод о том, что инновационные технологии – это не временная мода, а стратегический инструмент подготовки конкурентоспособных специалистов. Их использование усиливает индивидуализацию обучения, способствует мотивации студентов и обеспечивает интеграцию науки, практики и образования.