ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ В УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТСМЕНОВ

Авторы

  • Тохтаров Ақниет Мұхтарұлы Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-3041-0129
  • Токсанбаева Нургул Коргаджановна Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-7026-7902
  • Шагатаева Зауре Ерназаровна Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0003-3637-1009
  • Утегенов Ерлан Казбекович Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0002-2960-5025
  • Заманбеков Марлан Майданович Жетысуский университет имени И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган https://orcid.org/0000-0001-7049-4390

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.116.3.017

Ключевые слова:

Спортсмены, процесс обучения, оценка, разочарование, теория, препятствия, психология, методы, статистическая обработка

Аннотация

 В статье рассматриваются различные формы проявления фрустрации в процессе обучения
спортсменов. Фрустрационные состояния чаще всего исследуются в контексте преодоления трудностей в
соревновательной деятельности. В будущем планируется расширение исследований в этом направлении, включая
анализ активности, связанной с фрустрацией. Однако такие случаи не охватывают всего спектра феномена
фрустрации. Существует некоторая неопределенность в понимании самого термина «фрустрация»: относится ли
он к внешней причине (ситуации), либо к вызываемой ею реакции (психическое состояние или индивидуальные
поведенческие ответы). С филологической точки зрения слово frustration означает срыв планов, утрату намерений,
то есть травматическую ситуацию, связанную с неудачей в достижении цели. В этом смысле, проявления
фрустрации в учебно–тренировочном процессе спортсменов близки к общепринятому, но не всегда однозначно
воспринимаемому понятию. Формы фрустрации у спортсменов могут рассматриваться как часть более широкой
проблемы устойчивости к жизненным трудностям и реакций на них. В практической части исследования были
использованы следующие методики: 1. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга и тест жизненных смыслов
А.Н.Леонтьева; 2. Оценка уровня стресса по Лазарусу и шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ); 3. Шкала
стратегий разрешения конфликтов Томаса–Килмана; 4. Методика определения уровня социальной фрустрации
Л.И.Вассермана (в модификации В.В. Бойко).
Результаты исследования позволяют, на основе анкетных данных, оценить степень склонности
спортсменов к фрустрации, их отношение к жизненным целям и уровень внутренней устойчивости.

Загрузки

Опубликован

30.10.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление