ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.114.1.014

Ключевые слова:

компетентность преподавателя, психолого-педагогическая компетентность преподавателя, профессиональная мотивация, образовательная среда, профессиональная компетентность, социальная компетентность, индивидуальная компетентность, личностные качества преподавателя, педагогическое мастерство, методическая компетентность, творческий подход, коммуникативные навыки

Аннотация

Статья посвящена разработке подходов к развитию компетентности преподавателя высшей школы, что особенно актуально в условиях стремительных изменений в образовательной и профессиональной среде. Рассматриваются персонализированные методы обучения, включая использование цифровых платформ для индивидуального профессионального роста, которые способствуют не только приобретению новых знаний, но и формированию критически важной гибкости в образовательной деятельности. Акцент сделан на значении рефлексивной практики, позволяющей анализировать собственную деятельность, выявлять зоны роста и систематизировать педагогический опыт. Особое внимание уделяется инновационным практикам, таким как ротация дисциплин и ролей, что способствует междисциплинарному сотрудничеству и обогащению педагогического арсенала преподавателей. Отдельным аспектом рассматриваются микроисследования, проводимые преподавателями в рамках образовательного процесса, которые обеспечивают глубокое понимание потребностей студентов и адаптацию методик обучения к современным требованиям. Педагогические хакатоны и образовательные марафоны представлены как динамичные формы взаимодействия преподавателей и студентов, способствующие созданию новой образовательной культуры, ориентированной на совместное творчество и решение актуальных задач. Важным элементом статьи является идея активного использования обратной связи от студентов и коллег, которая не только помогает совершенствовать преподавательскую практику, но и укрепляет профессиональное сообщество. В статье раскрывается значимость внедрения новых форматов профессионального развития, направленных на обеспечение конкурентоспособности преподавателей и повышение качества образовательного процесса в вузах.

Биографии авторов

Байдилданова Марал Сейтжановна, НАО Жетысуский университет имени И.Жансугурова

Лектор-преподаватель

Майлыбаева Гульмира Сабыровна, Жетысуский университет имени И. Жансугурова

Заведующяя кафедрой «Методики обучения и воспитания», Доктор философии (PhD)

Сулайманова Рахат Токтогуловна, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына

Педагогика ғылымдарының кандидаты, профессор

Кубанычбек кызы Айзат, Кыргызский государственный университет имени Ишеналы Арабаева

Преподаватель

Загрузки

Опубликован

28.03.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическое направление