ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
DOI:
https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.114.1.014Ключевые слова:
компетентность преподавателя, психолого-педагогическая компетентность преподавателя, профессиональная мотивация, образовательная среда, профессиональная компетентность, социальная компетентность, индивидуальная компетентность, личностные качества преподавателя, педагогическое мастерство, методическая компетентность, творческий подход, коммуникативные навыкиАннотация
Статья посвящена разработке подходов к развитию компетентности преподавателя высшей школы, что особенно актуально в условиях стремительных изменений в образовательной и профессиональной среде. Рассматриваются персонализированные методы обучения, включая использование цифровых платформ для индивидуального профессионального роста, которые способствуют не только приобретению новых знаний, но и формированию критически важной гибкости в образовательной деятельности. Акцент сделан на значении рефлексивной практики, позволяющей анализировать собственную деятельность, выявлять зоны роста и систематизировать педагогический опыт. Особое внимание уделяется инновационным практикам, таким как ротация дисциплин и ролей, что способствует междисциплинарному сотрудничеству и обогащению педагогического арсенала преподавателей. Отдельным аспектом рассматриваются микроисследования, проводимые преподавателями в рамках образовательного процесса, которые обеспечивают глубокое понимание потребностей студентов и адаптацию методик обучения к современным требованиям. Педагогические хакатоны и образовательные марафоны представлены как динамичные формы взаимодействия преподавателей и студентов, способствующие созданию новой образовательной культуры, ориентированной на совместное творчество и решение актуальных задач. Важным элементом статьи является идея активного использования обратной связи от студентов и коллег, которая не только помогает совершенствовать преподавательскую практику, но и укрепляет профессиональное сообщество. В статье раскрывается значимость внедрения новых форматов профессионального развития, направленных на обеспечение конкурентоспособности преподавателей и повышение качества образовательного процесса в вузах.