ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
DOI:
https://doi.org/10.53355/ZHU.2025.114.1.015Ключевые слова:
проблемный метод, исследовательские навыки, проблемные ситуации, учебно-исследовательская деятельность, межпредметные связиАннотация
В данной статье рассматривается проблемный метод как эффективное средство развития исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка литературы. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической реализации данного метода для развития у учащихся навыков критического анализа, способности к размышлениям и самостоятельному поиску решений проблемных ситуаций. Основные идеи исследования опираются на реализации активных методов обучения на уроках “Русский язык и литература”, которые создают условия для развития межпредметных связей. Ключевыми направлениями работы являются анализ проблемных ситуаций, выявление их влияния на развитие исследовательских навыков учащихся, разработка методических рекомендаций для реализации в педагогической практике. В процессе проведения исследования применялись следующие методы: анализ литературы, наблюдение за учебной деятельностью учащихся 10 классов с казахским языком обучения Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления г. Талдыкорган. Были применены качественные и количественные методы сбора данных, включая анкетирование учащихся 10 классов, анализ продуктов деятельности. Результаты исследования показывают, что использование проблемного метода способствует повышению интереса к предметам, устойчивых навыков работы с различными текстами (сплошными и несплошными), анализу данных, систематизации информации, обоснованной аргументации при защите и представлении проектов. Анализ практики выявил положительное влияние проблемного метода на развитие предметных компетенций и исследовательских навыков учащихся, в частности, умения применять знания на практике и вести самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность. Ценность проведенного исследования заключается в том, что проблемный метод – это универсальный технология для развития навыков высокого порядка у обучающихся, что говорит о необходимости внедрения его в практику преподавания и обучения. Практическое значение работы состоит в выработке рекомендаций для учителей основных принципов работы при проблемном обучении и способов их успешного решения учащимися.