https://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/issue/feedВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВА2025-06-30T10:16:48-07:00Бурибаев Ермек Абильтаевичgylym.zhu@gmail.comOpen Journal Systemshttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/416РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ АВТОНОМНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ2025-04-30T08:05:00-07:00Ардақ Ахмет ahmet.ardak2002@gmail.comАйгул Спатай spatay.aygul@mail.ruБауыржан Спатаев spatay.aygul@mail.ru<p><em>Навык самостоятельного обучения – важная способность для университетских студентов, изучающих иностранный язык. Данное исследование рассматривает, как подкасты помогают студентам осваивать язык самостоятельно и повышать уверенность в себе. Благодаря доступности и увлекательному содержанию подкасты позволяют студентам овладевать языком на аутентичном уровне, предоставляя возможность практиковаться в удобном для них темпе. Исследование основано на опыте студентов университетов, использовавших подкасты для изучения иностранного языка. В нем анализируется, каким образом этот инструмент способствует развитию автономности и совершенствованию языковых навыков. Для сбора данных были применены опросы и интервью среди студентов разных уровней владения языком. Результаты показали, что подкасты мотивируют студентов и предоставляют свободу выбора материалов в соответствии с их интересами и потребностями. Многие студенты отметили, что чувствовали себя комфортнее в процессе обучения, включали подкасты в свою учебную программу для расширения словарного запаса и улучшения восприятия речи. Кроме того, подкасты позволяли познакомиться с различными акцентами, примерами естественного использования языка и культурными особенностями, делая процесс обучения более динамичным и доступным. Для наиболее эффективного использования подкастов студенты применяли стратегии, такие как постановка индивидуальных целей, ведение записей во время прослушивания и последующие действия, например, обсуждения или лексические упражнения. Однако были выявлены и некоторые трудности, например, поддержание регулярности занятий и понимание сложного контента без дополнительной поддержки. Несмотря на эти вызовы, результаты исследования подтверждают полезность подкастов, но также указывают на необходимость первоначальных рекомендаций по их эффективному включению в учебный процесс. В заключение подчеркивается, что подкасты являются мощным инструментом для самостоятельного изучения иностранного языка. Они позволяют студентам контролировать свой прогресс и предоставляют гибкий опыт вне аудиторных занятий. Преподавателям рекомендуется предлагать студентам подкаст-ресурсы, обучать методам саморегуляции и вводить рефлексивные занятия для отслеживания процесса развития.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/392РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ2025-04-29T09:07:24-07:00Айдана Асқароваaydana2400@gmail.comАйгул Спатай spatay.aygul@mail.ruАйгуль Даникеева aigul.sarko@mail.ru<p><em>В данном исследовании рассматривается эффективность интерактивных методов обучения в развитии профессионально-ориентированной иноязычной компетенции среди студентов, готовящихся к педагогической деятельности. Исследование анализирует, каким образом студентоцентрированные подходы, такие как проблемно-ориентированное обучение, ролевые игры и анализ кейсов, способствуют развитию языковой беглости, коммуникативной компетенции и профессионального применения иностранного языка. Интерактивные методы акцентируют активное вовлечение студентов, решение реальных задач и групповое взаимодействие, что играет ключевую роль в овладении иностранным языком в профессиональной среде. Полученные данные подтверждают, что интеграция интерактивных технологий в обучение иностранным языкам способствует развитию навыков профессионального общения, повышению мотивации и более глубокому пониманию языковых и культурных особенностей. В исследовании подчеркивается важность перехода образовательных учреждений от традиционных методов пассивного обучения к активным, практико- ориентированным стратегиям, которые позволяют будущим педагогам успешно использовать язык в профессиональной деятельности.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/419"NEUROGYM" – ЗНАЧЕНИЕ НЕЙРОГИМНАСТИЧЕСКОГО САЙТА ДЛЯ ТРОЙСТВЕННОГО СОЮЗА2025-05-12T07:55:23-07:00Майя Аяджанayadzhan00@gmail.comКарлыгаш Альменбетова karla_almenbetova@mail.ruБалжан Тоқтасынова bakosyama@gmail.com<p><em>В этой статье говорится о значении "NEUROGYM" – нейрогимнастического сайта для тройственного союза. Цель исследовательской работы – разработка нейрогимнастического сайта "NEUROGYM", направленного на развитие когнитивных способностей детей и подростков, и оценка его эффективности для системы Тройственного союза (родитель, ученик, учитель). Основная идея проекта-повышение интереса учащихся к учебному процессу путем сочетания цифровых технологий и нейропсихологических методов, совершенствование познавательных способностей, таких как внимание, память, логическое мышление и моторика. Научная новизна исследовательской работы-реализация нейрогимнастики в цифровом формате и представление подходов к ее интеграции в систему образования. Практическая значимость заключается в том, что сайт доступен для любых групп пользователей благодаря удобному </em><em>в использовании интерфейсу и различным упражнениям. В методику исследования были включены методы пилотного тестирования сайта, проведения опросов, интервью с педагогами и родителями и сравнительного анализа результатов. Ключевые результаты исследования: большинство участников показали, что сайт оказал положительное влияние на когнитивное развитие и повышение мотивации. Было обнаружено, что у учащихся улучшилось внимание и память. Проведенное исследование доказало, что сайт "NEUROGYM" может быть доступным и эффективным инструментом в образовательном процессе. Этот ресурс, наряду с познавательным развитием учащихся, способствует укреплению взаимодействия между родителями и учителями.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/422ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА CLIL2025-05-21T09:50:50-07:00Гульшат АнарбековаGulchi_09@mail.ruНурсезим Саламат 23M36392@qyzpu.edu.kzМаржанкуль Даулетбаева marjandmm19@gmail.comБактыгуль Раимбекова nyrasil@mail.ruАйгуль Маматаева mamataevabt@bk.ru<p><em>В</em> <em>статье</em> <em>рассматривается</em> <em>важность</em> <em>и</em> <em>эффективность</em> <em>формативного</em> <em>оценивания </em><em>при</em> <em>обучении</em> <em>биологии</em> <em>на</em> <em>английском</em> <em>языке с</em> <em>использованием</em> <em>метода</em> <em>CLIL</em> <em>(интегрированное </em><em>обучение</em> <em>предмету</em> <em>и иностранному</em> <em>языку). В ходе</em> <em>исследования</em> <em>анализируется</em> <em>роль различных </em><em>видов формативного оценивания (таких как обратная связь по критериям, самооценка, оценивание в групповой работе) в повышении уровня знаний и языковых навыков учащихся. Раскрываются преимущества интеграции содержания и языка в рамках метода CLIL, а также предлагаются методы формативного оценивания, способствующие овладению английским языком на уроках биологии. По результатам исследования, непрерывная обратная связь и диагностическое оценивание позволяют своевременно выявлять слабые стороны учащихся и совершенствовать учебный процесс. Кроме того, данный подход повышает интерес к предмету и развивает критическое мышление. В статье приводятся эффективные примеры применения CLIL-технологии. Доказывается роль такой системы оценивания в повышении качества образования и обеспечении успеха учащихся.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/420ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛАБОРАТОРНОМ КУРСЕ ПО БИОЛОГИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ2025-05-16T11:27:24-07:00Маржанкуль Даулетбаева marjandmm19@gmail.comГульшат Анарбекова Gulchi_09@mail.ruРаиса Утегалиева uteg56@mail.ruАйгүл Маматаева mamataevabt@bk.ruЖансая Кайркелды zhansaya_kh@mail.ru<p><em>В</em> <em>данной статье</em> <em>рассматриваются</em> <em>современные</em> <em>инновационные</em> <em>методы</em> <em>проектного обучения, внедряемые</em> <em>в лабораторный</em> <em>курс</em> <em>по биологии. Основное внимание уделяется</em> <em>тому, </em><em>как проектный подход способствует эффективному объединению теоретических знаний и практического опыта студентов. В отличие от традиционных форм преподавания, ориентированных на запоминание и воспроизведение материала, проектное обучение предполагает активное включение студентов в исследовательскую деятельность, что способствует развитию у них критического мышления, аналитических умений и исследовательских навыков. Ключевым элементом данного подхода является практическая составляющая курса, включающая, например, анализ крови и интерпретацию полученных данных. Подобные задания позволяют студентам не только закрепить полученные теоретические знания, но и лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме человека. Работа в команде над научными мини-проектами способствует формированию умений планировать эксперимент, анализировать результаты и делать обоснованные выводы. Сравнительный анализ традиционных и проектных форм обучения, представленный в статье, показывает явные преимущества последнего. Студенты, обучающиеся по проектной методике, демонстрируют более высокие результаты в усвоении учебного материала, а также проявляют больше инициативы и креативности при выполнении заданий. Кроме того, повышается уровень вовлечённости студентов в образовательный процесс. Результаты исследования, проведённого в рамках курса, подтверждают высокую эффективность применения проектного обучения при подготовке будущих специалистов в области биологии. Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение проектного подхода в лабораторные занятия не только актуально, но и необходимо в условиях современных образовательных требований.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/438РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА2025-06-16T07:34:53-07:00Улжан Байзаковаuljan.baizakova@mail.ruАйчорок Калдыбаеваaikadem_007@mail.ru<p><em>Цель данного исследования заключается в изучении роли педагогических коммуникаций в профессиональном становлении будущих педагогов. В последние десятилетия наблюдается растущий интерес к этому аспекту образовательного процесса, который влияет на формирование профессиональных компетенций и развитие личностных качеств студентов. В исследовании использовался метод анкетирования для сбора данных о восприятии педагогических коммуникаций студентами педагогических специальностей. Анкета «Педагогические коммуникации глазами студентов» состояла из 8 вопросов, направленных на выявление отношения студентов к общению с преподавателями и сверстниками, а также на влияние этих взаимодействий на их профессиональное развитие. В исследовании приняли участие 50 студентов, и результаты были представлены в виде таблиц и диаграмм для наглядности. Анализ данных показал, что большинство студентов (92%) считают общение с преподавателями важным аспектом учебного процесса, а 88% отметили, что коммуникация в учебной среде положительно влияет на их уверенность в будущей профессии. Несмотря на положительные оценки, 40% респондентов указали на наличие трудностей в групповой коммуникации, что подчеркивает необходимость развития межличностных навыков. Также 69% студентов получают регулярную обратную связь от преподавателей, что способствует их мотивации и профессиональному самоопределению. Однако, наличие почти трети респондентов, не ощущающих достаточной обратной связи, указывает на потенциал для совершенствования педагогических стратегий. Данное исследование подчеркивает важность педагогических коммуникаций как ключевого фактора в профессиональном становлении будущих педагогов. Результаты подтверждают необходимость создания открытой и доверительной атмосферы в образовательной среде, а также акцент на развитии эмоционального интеллекта и межличностных навыков. Полученные данные могут быть полезны для разработки методик, направленных на улучшение образовательной среды и повышение качества педагогической подготовки, а также для дальнейших исследований в данной области.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/429РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ С ИСПОЛЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ2025-05-30T13:50:31-07:00Айнур Бакажанова aikar1416@mail.ruАйжан Сагимбаева aikar1416@mail.ruРуслан Шоканов aikar05@mail.ru<p><em>В данной статье рассматриваются особенности и актуальные проблемы применения современных цифровых технологий в системе образования и показано, что дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Несомненные преимущества цифровых технологий, связанные со скоростью приема, обработки и распространения информации, очевидны. Современные электронные компьютеры, гаджеты и другие цифровые технологии позволяют ускорить работу человека в тысячи раз. В статье рассказывается о самостоятельной работе, направленной на формирование у студентов специальности химия образовательных навыков в преподавании неорга-нической химии. Это самостоятельная работа студентов при изучении нового материала по неорганической химии; самостоятельная работа студентов при совершенствовании и применении знаний и умений; самостоятельная работа студентов при контроле и оценке полученных знаний и умений. Также в статье рассказывается об анкетировании студентов, то есть о том, что одновременно студенты дифференцируются по уровню вовлеченности в </em><em>самостоятельную работу посредством электронной связи. Авторы делают вывод, что в условиях совершенствования образовательного формата самостоятельная работа студентов требует особого внимания.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/300ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2025-03-18T11:28:05-08:00Калиаджаров Диасdiaskrut162@gmail.comАлтын Бакраденовнаaltyn.bakradenova@mail.ru<p><em>Цель данной статьи </em>– <em>на основе теоретических положений и эмпирических данных проанализировать эффективность игр и словарных методов в воспитании у детей с дошкольного периода патриотизма, а также дать рекомендации родителям и воспитателям детских садов. Авторы предлагают формировать у детей представление о семье, Родине, родственниках, анализируют эффективные пути патриотического воспитания, методы привития нравственных ценностей, в том числе любви к родной стране. На основе теоретических исследований и эмпирических данных показана важная роль игровых и словарных методов в формировании патриотического воспитания. Результаты опроса родителей показали, что семья и детский сад как социальный институт не в полной мере используют народную культуру как средство воспитания патриотизма и имеют большой потенциал в решении этой проблемы. В результате исследования представлены примеры организации игр-действий, сценических представлений с патриотическим содержанием, современных цифровых игр и использования патриотических произведений в образовательном процессе дошкольник в соответствии с возрастными особенностями детей.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/428ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АБЫЛАЙ ХАНА В РОМАНЕ И. ЕСЕНБЕРЛИНА «ЖАНТАЛАС»2025-05-29T11:10:37-07:00Мулик Даулеткерейm.dauletkerey@bk.ru<p><em>В</em> <em>статье</em> <em>рассматриваются</em> <em>произведение</em> <em>на</em> <em>историческую</em> <em>тематику,</em> <em>описываются </em><em>центральные персонажи, актуальные проблемы современной казахской литературоведческой </em><em>науки, сравнивая с советским периодом времени. Общественно-политические события второй половины ХХ века оказали свое влияние на литературу. Актуальность темы проистекает из этой цели. В статье сформулирована способность писателя показать соотношение исторической правды и художественной правды в представлении эпохи в роман- хронике и в проявлении личностного потенциала Абылая. Был проанализирован художественный поиск и творческое решение в изображении исторической личности. Анализируется мастерство писателя в создании портрета и его специфика в раскрытии </em><em>психологии центрального персонажа через монолог. Если сравнить произведение на историческую тематику, например «Пути Абая» с творчеством И. Есенберлина, то отчетливо прослеживаются новые тенденции, сюжетные линии. Большинство центральных персонажей, ставших стержнем творчества писателя, являются историческими личностями. Писатель уделял большое внимание как духовному потенциалу исторической личности, так и личности. И. Есенберлин описал выдающегося деятеля, талантливого полководца, занявший свое место в истории казахского народа, Абылай-хана, внесший вклад в объединение казахского народа и укрепление Казахского ханства. Сам сюжет нуждается в осмыслении, анализе с новой точки зрения аспектов, отраженных в контексте художественной реальности, в познании личностного потенциала. Теоретическая и методическая основа статьи логична, все факты взяты из художественной литературы и истории, в статье были использованы очерки Ш. Уалиханова, рассказы о жырау, о легендах и рассказах, где был раскрыт образ Абылай-хана. При написании статьи был сделан собственный вывод, руководствуясь обширными исследованиями исторических произведений.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/425ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ2025-05-29T09:27:27-07:00Сауле Дюсембиноваmra050977@mail.ru<p><em>В статье рассматривается применение интерактивных методов обучения при изучении транспортной инфраструктуры в рамках курса экономической географии. Целью данного исследования является анализ влияния интерактивных методов обучения на уровень учебной мотивации и результативность студентов. Работа направлена на выявление влияния современных педагогических подходов на формирование познавательной активности, аналитических умений и проектной компетентности студентов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации образовательного процесса с учётом цифровизации, внедрения геоинформационных технологий и ориентации на практико- ориентированное обучение. Научная значимость заключается в обосновании продуктивности использования кейс-методов, ГИС-картографирования, проектной деятельности и элементов полевого обучения в рамках подготовки студентов географических направлений. Практическая значимость проявляется в разработке и апробации педагогической модели, способствующей улучшению учебных результатов и мотивационной сферы обучающихся. Методология базируется на квазиисследовательском дизайне с делением выборки на контрольную и экспериментальную группы. В ходе эксперимента осуществлялось внедрение интерактивных форм работы в учебный процесс экспериментальной группы, тогда как контрольная продолжала обучение по традиционной методике. Сравнительный анализ включал входное и итоговое тестирование, экспертную оценку проектных решений и диагностику мотивационных установок. Результаты продемонстрировали положительное влияние интерактивных стратегий на качество усвоения содержания, уровень креативности и аргументированность проектных предложений, а также на рост учебной мотивации студентов. Экспериментальная группа показала статистически значимое преимущество по всем исследуемым параметрам. Ценность проведённой работы определяется тем, что она предлагает обоснованный подход к совершенствованию педагогических практик в сфере географического образования. Представленные выводы могут быть использованы при разработке инновационных программ, направленных на формирование устойчивых компетенций в условиях современных образовательных вызовов.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/410ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ2025-05-15T14:48:43-07:00Айгуль Елепбергеноваaigul_eu@mail.ruЗауре Канапьянова kanapyanova81@bk.ruАлтай Шалтабаев altai_shaltabaev@mail.ru<p><em>Цель данного исследования – более глубокое понимание влияния использования инструментов искусственного интеллекта (ИИ) при преподавании математических дисциплин в высших учебных заведениях на мотивацию и эмоциональное состояние обучающихся. Основная идея исследования основана на гипотезе, что интеграция ИИ в процесс обучения может повысить интерес обучающихся к учебе и укрепить их уверенность в себе. Основные направления исследования направлены на определение влияния ИИ на мотивацию обучающихся, их эмоциональное состояние, отношение к ИИ и роль ИИ в образовательном процессе. Научная значимость исследования заключается в дополнении научных знаний о роли ИИ в образовании, а практическая значимость – в улучшении учебного процесса обучающихся с помощью эффективного использования инструментов ИИ. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям, разработчикам образовательной политики и разработчикам инструментов ИИ. Методология исследования основывается на использовании смешанных методов. Для сбора данных использовались методы анкеты, наблюдения и интервью. Анкета использовалась для оценки отношения обучающихся к ИИ, уровня их мотивации и эмоционального состояния. Наблюдения проводились для анализа поведения обучающихся и их </em><em>реакций</em> <em>при</em> <em>использовании</em> <em>инструментов</em> <em>ИИ</em> <em>в</em> <em>ходе</em> <em>занятий.</em> <em>Интервью</em> <em>с</em> <em>обучающимися</em> <em>было </em><em>организовано для более глубокого понимания влияния ИИ на их учебный опыт. Основные результаты исследования показали, что использование ИИ повышает интерес обучающихся к учебе и укрепляет их уверенность в себе. Однако были также выявлены негативные последствия, такие как зависимость от ИИ и нехватка человеческого общения. Выводы исследования показывают, что при внедрении ИИ в образовательный процесс важно учитывать потребности обучающихся в человеческом общении и предотвращать зависимость от ИИ. Значение проведенного исследования заключается в раскрытии возможностей эффективного использования инструментов ИИ в образовании и всесторонней оценке влияния ИИ на учебный процесс обучающихся. Практическое значение исследования состоит в улучшении методов преподавания, повышении мотивации обучающихся и улучшении их эмоционального состояния через использование ИИ. Результаты исследования позволяют дать конкретные рекомендации по внедрению ИИ в образовательную систему.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/430РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ЦИФРОВЫЕ СИМУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ2025-06-02T07:46:14-07:00Жанар Ерназарова erjanna@mail.ruРинат Илиев erjanna@mail.ruЕржан Мұқанджан mukandzhan95@mail.ruБакыт Жумабеков zhumabekov196428@gmail.comНурбек Кабылбеков nurbek.kabylbekov@mail.ru<p><em>В</em> <em>условиях</em> <em>цифровой</em> <em>трансформации</em> <em>образования</em> <em>одной</em> <em>из</em> <em>приоритетных</em> <em>задач</em> <em>высшей </em><em>педагогической</em> <em>школы</em> <em>становится</em> <em>развитие</em> <em>креативного</em> <em>мышления</em> <em>будущих</em> <em>учителей.</em> <em>Целью </em><em>настоящего исследования является экспериментальная проверка эффективности использования цифровых симуляций в профессиональной подготовке студентов педагогических специальностей как средства формирования их креативных способностей. В исследовании приняли участие 62 студента, разделённые на экспериментальную и контрольную группы. Участники экспериментальной группы прошли 6-недельный курс, основанный на моделировании педагогических ситуаций в цифровой среде. Для диагностики уровня креативного мышления использовалась адаптированная версия теста Торренса (TTCT). Результаты показали статистически значимое улучшение показателей креативности у студентов, обучавшихся с применением симуляций, по сравнению с контрольной группой. Полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности цифровых симуляций как инновационного инструмента в системе подготовки педагогических кадров и подчеркивают необходимость их интеграции в образовательные программы педагогических вузов.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/431ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН2025-06-02T07:45:43-07:00Жанар Ерназарова erjanna@mail.ruРинат Илиев erjanna@mail.ruЕржан Мұқанджан mukandzhan95@mail.ruАзамат Ширбаев erjanna@mail.ruАлтынай Бақытбекқызы erjanna@mail.ru<p><em>Целью исследования является выявление влияния моделирования производственных ситуаций на развитие профессиональной компетентности студентов колледжа в процессе изучения специальных дисциплин. Основной идеей работы является обоснование эффективности применения моделирования как активного метода обучения, направленного на формирование у студентов практических навыков и профессионального мышления. Научная значимость исследования заключается в дополнении теоретических основ профессионального образования новыми данными о воздействии моделирования производственных ситуаций на уровень компетентности обучающихся. Практическая значимость обусловлена возможностью внедрения разработанных методик в образовательный процесс колледжей для повышения качества подготовки специалистов. Гипотеза исследования заключается в том, что применение моделирования производственных ситуаций способствует формированию более высокого уровня профессиональной компетентности у студентов колледжа по сравнению с традиционными методами обучения. Методология исследования включает экспериментальное обучение, в ходе которого экспериментальная группа студентов проходила занятия с использованием моделирования производственных ситуаций, а контрольная группа обучалась традиционным способом. Для оценки уровня профессиональной компетентности применялись тестовые задания, экспертная оценка и анкетирование. Результаты исследования показали, что использование моделирования способствует значительному повышению профессиональной компетентности студентов, улучшению их аналитических и практических навыков, а также формированию готовности к профессиональной деятельности. Анализ данных подтвердил статистически значимую разницу между экспериментальной и контрольной группами. Выводы исследования свидетельствуют о высокой эффективности моделирования производственных ситуаций как метода активного обучения, способствующего развитию ключевых профессио- нальных компетенций студентов колледжа. Проведённое исследование ценным образом дополняет практические и методологические подходы к подготовке квалифицированных кадров. Новизна исследования заключается также в том, что разработанная методика апробирована в реальных условиях казахстанского колледжа, с учетом локальной специфики содержания специальных дисциплин и профиля подготовки. Практическое значение работы заключается в разработке рекомендаций и методических материалов для преподавателей, направленных на интеграцию моделирования в учебный процесс специальных дисциплин колледжей. </em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/436ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПОДГОТОВКУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ2025-06-10T12:12:48-07:00Самал Жанысбаеваablay_n@mail.ru<p><em>В данной статье рассматриваются теоретические и прикладные основы внедрения принципов государственного управления и образовательного менеджмента в процесс подготовки педагогических кадров. В условиях проводимых реформ в системе образования Республики Казахстан особую актуальность приобретает качественная подготовка будущих педагогов, развитие их профессиональных компетенций, а также совершенствование систем управления образовательными учреждениями. Автор подчеркивает значимость применения современных инструментов менеджмента в образовательной сфере и предлагает подходы, направленные на совершенствование </em><em>системы подготовки педагогических кадров. В статье анализируются факторы, влияющие на эффективность подготовки педагогических кадров, и существующие управленческие структуры. Особое внимание уделяется стратегическим мерам государственной поддержки и программам профессионального развития педагогов. Проведён экономический анализ объема государственного бюджета, выделяемого на подготовку кадров, представленные статистические данные по реализации соответствующих программ. Результаты исследования подтверждают важность применения принципов образовательного менеджмента в системе подготовки педагогов и его положительное влияние на качество образования. Автор обосновывает необходимость внедрения эффективных механизмов управления для модернизации подготовки кадров и повышения управленческого потенциала образовательных организаций. Статья предназначена для специалистов, исследователей и руководителей, занимающихся вопросами управления в сфере педагогики и образования.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/424ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ2025-05-23T08:19:31-07:00Ботагоз Жаркимбаеваbotagozzharkimbaeva@mail.ru<p><em>В современной системе образования формат дистанционного обучения стал неотъемлемой частью регулярного учебного процесса. Такая ситуация требует особой педагогической поддержки для учащихся начальных классов, поскольку их учебная самостоятельность, цифровая грамотность и внутренняя мотивация находятся на стадии формирования. В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на оценку эффективности педагогической поддержки при подготовке младших школьников к дистанционному обучению. В исследовании приняли участие 60 учеников начальных классов, разделённых на две группы: экспериментальную и контрольную. Ученикам экспериментальной группы оказывалась системная педагогическая поддержка, включающая освоение цифровых учебных инструментов, организацию учебного режима, а также установление обратной связи с родителями и учителями. Результаты исследования показали, что педагогическая поддержка значительно повышает готовность учащихся к дистанционному обучению. Методы, использованные в исследовании, полученные данные и предлагаемые рекомендации представляют собой практическое руководство по эффективной организации дистанционного обучения в системе начального образования.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/151ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ-ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ2025-05-23T08:28:14-07:00Марал Жумабаеваmaral.2025@list.ruНазерке Тұралыққызы maralasylbekovna@mail.ru<p><em>В</em> <em>условиях</em> <em>стремительных</em> <em>перемен</em> <em>в</em> <em>обществе</em> <em>и</em> <em>глобализации</em> <em>ключевым</em> <em>ориентиром </em><em>для развития образования становится внедрение инновационных технологий. В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты использования инновационных подходов в образовательном процессе высших учебных заведений. Автор акцентирует внимание на том, что инновации в образовании </em>– <em>это</em> <em>не</em> <em>просто</em> <em>внедрение</em> <em>новых</em> <em>технических</em> <em>средств,</em> <em>а </em><em>комплексное</em> <em>изменение</em> <em>содержания,</em> <em>форм</em> <em>и</em> <em>методов</em> <em>обучения,</em> <em>направленное</em> <em>на</em> <em>повышение </em><em>качества образования и развитие личности студента. Инновационные технологии, по мнению </em><em>автора,</em> <em>способствуют</em> <em>формированию</em> <em>у</em> <em>обучающихся</em> <em>таких</em> <em>компетенций,</em> <em>как</em> <em>критическое </em><em>мышление, креативность, коммуникативность и способность к самообучению. В статье приведены основные классификации инновационных образовательных технологий: по методам обучения (проблемное, проектное, диалоговое), по техническим средствам (цифровые, компьютерные, дистанционные технологии), а также по организационным формам (модульное, смешанное обучение и др.). Особое внимание уделяется роли преподавателя в реализации инновационного подхода </em>– <em>как инициатора, модератора и консультанта в обучающем процессе. Автор подчёркивает, что успешное внедрение инноваций невозможно без изменения мышления всех участников образовательного процесса, пересмотра методик преподавания, а также создания благоприятной образовательной среды. Описываются конкретные способы реализации инноваций, включая проведение тренингов, семинаров, консалтинговых встреч, а также трансфер знаний и педагогического опыта. В статье сделан вывод о том, что инновационные технологии </em>– <em>это не временная мода, а стратегический инструмент подготовки конкурентоспособных специалистов. Их использование усиливает индивидуализацию обучения, способствует мотивации студентов и обеспечивает интеграцию науки, практики и образования.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/423ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ2025-05-22T08:10:22-07:00Мухтар Кульджатаевmukhtar_@mail.ruБагдат Тыныбек b.tynybek00@mail.ru<p><em>В условиях возрастания числа чрезвычайных ситуаций, вызванных как природными, так и техногенными факторами, подготовка молодежи к действиям в условиях риска становится приоритетной задачей образования. Целью данного исследования является оценка потенциала технологий искусственного интеллекта (ИИ) в формировании у студентов знаний, умений и психологической готовности к реагированию в ситуациях гражданской обороны и чрезвычайных происшествий. Эмпирическое исследование проводилось в 2024–2025 учебном году на базе Жетысуского университета имени Ильяса Жансугурова (г. Талдыкорган, Казахстан) и охватило 124 студента 2–3 курсов, обучающихся по направлениям педагогики, информационных технологий и естественных наук. В рамках эксперимента были апробированы два ИИ-инструмента: адаптивная система моделирования на основе сценариев (SBAS) и диалоговая платформа обучения рискам (CABRI), использующая чат-ботов на основе обработки естественного языка. Результаты показали, что студенты экспериментальной группы, обучавшиеся с применением SBAS и CABRI, превзошли контрольную группу по всем ключевым критериям: знание протоколов, точность и скорость принятия решений, стратегическое мышление, использование профессиональной терминологии, стрессоустойчивость и способность к переносу знаний на новые сценарии. Используемая метрика — Индекс эффективности получения знаний (KGEI) – позволила объективно оценить рост успеваемости с учётом времени взаимодействия с ИИ-платформами. Разница между экспериментальной и контрольной группами оказалась статистически значимой (p<0,05). Полученные данные подтверждают высокую эффективность интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс по гражданской обороне. Исследование завершилось формулировкой практических рекомендаций для разработчиков образовательных программ, преподавателей вузов и государственных органов в области образования. Выводы могут быть использованы для масштабирования цифровых технологий безопасности в университетах Казахстана и других стран.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/437ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ: АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ2025-06-16T12:14:00-07:00Балжан Күребайbalzhan.kurebay@mail.ruГульмира Майлыбаева gulmirasabyr@mail.ruGelişli Yücel gelisli@gazi.edu.tr<p><em>В данной статье рассматриваются теоретические и методологические основы формирования исследовательских навыков у учащихся начальных классов в информационно-цифровой образовательной среде. Цель исследования – определить влияние информационно-цифровой среды на исследовательские способности учащихся и разработать методические рекомендации, направленные на эффективную поддержку этого процесса. Исследование также направлено на повышение познавательной активности учащихся через использование цифровых технологий, ориентированных на развитие исследовательских навыков. В ходе исследования применялись такие методы, как анкетирование, наблюдение и эксперимент. Для анализа данных использовались программные продукты Excel и Python. Результаты показали значительную роль информационно-цифровой среды в повышении познавательной активности учащихся. В статье предложены инновационные педагогические подходы, направленные на развитие исследовательских навыков. Полученные результаты помогут разработать эффективные методы для развития познавательных способностей учащихся начальных классов. Результаты исследования способствуют модернизации образовательного процесса и повышению его эффективности. Цель, идеи и основные направления исследования: Цель исследования – определить теоретические и методологические основы формирования исследовательских навыков у учащихся начальных классов в информационно-цифровой образовательной среде. В ходе исследования изучалось влияние информационно-цифровой среды на познавательную активность и исследовательские способности учащихся. Научная и практическая значимость: Результаты исследования подтверждают эффективность использования информационно-цифровых технологий в образовательной сфере и предлагают инновационные методы для развития исследовательских навыков учащихся. Методология: В исследовании применялись как качественные, так и количественные методы. С помощью анкетирования, наблюдения и эксперимента было определено влияние информационно-цифровой среды на исследовательские способности учащихся. Статистический анализ данных проводился в программе SPSS. Основные результаты и выводы: Результаты исследования показали, что информационно-цифровая среда увеличила познавательную активность учащихся на 25% и повысила уровень их исследовательских способностей на 30%. Ценность и практическое значение: Результаты исследования могут стать основой для внедрения инновационных подходов в образовательной сфере.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/421ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ2025-05-23T07:41:25-07:00Салтанат Кекілбек skekilbek@bk.ruБаян Ханжарова skekilbek@bk.ru<p><em>По мере возрастания значения использования игровых технологий в современной системе образования актуальной проблемой становится изучение эффективности этих</em></p> <p><em> </em></p> <p><em>методов в соответствии с потребностями «Альфа» поколения. Внедрение инновационных методов, в соответствии с современным образовательным стандартом, развивает логические и аналитические способности обучающихся. Игровые технологии способствуют повышению учебной мотивации обучающихся, делают учебный процесс более интересным. В статье рассмотрено влияние обучения с использованием игровых технологий на успеваемость обучающихся при изучении темы «Натуральные числа и число ноль» по математике 5 класса. В статье показаны примеры применения игр «Кому достанется миллион», «Кто быстрее», созданных на платформе Genially, и игр </em><em>«Mathopoly», «Математическая монополия», созданных на доске монополии. Результаты, полученные в рамках данного исследования, определили их особую роль в удовлетворении потребностей «Альфа» поколения.</em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/418ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ОБОГАЩЕННОГО САХАРА2025-05-20T07:35:47-07:00Айдынбек Кемелбекулыkemelbekuly03@bk.ruБерикжан Оксикбаев berikjan-kil@mail.ru<p><em>Данная обзорная статья посвящена технологии производства обогащенного сахара и путям формирования исследовательской компетентности обучающихся путем его внедрения в учебный процесс. Обогащенный сахар-как пищевой продукт, содержащий витамины, микроэлементы и другие биологически активные вещества, позволяет улучшить здоровье населения и расширить рынок функциональных продуктов питания. Помимо эффективности производства, эта технология также имеет большой потенциал для использования в учебно-познавательном процессе. С образовательной точки зрения внедрение конкретных производственных технологий в содержание обучения способствует развитию у обучающихся способности к научному мышлению, самостоятельности, навыков анализа и интерпретации. Сходства и различия методологий, обнаруженных в исследованиях, их преимущества и ограничения были относительно проанализированы. Кроме того, дана характеристика конкретных путей и экспериментальных моделей реализации взаимосвязи технологии и педагогики. Понятие исследовательской компетенции проанализировано на теоретической основе формирования склонности обучающихся к научной деятельности. Результаты обзора послужат основанием для предположения, что внедрение производства обогащенного сахара в учебный процесс повысит исследовательскую активность студентов и повысит их профессионально-компетентностный уровень. Вместе с тем, в данном направлении выявлена неполная сформированность научных моделей и методов оценки компетенций. Данное исследование может усилить связь между образованием и производством и внести свой вклад в обогащение содержания практического обучения. </em></p>2025-06-26T00:00:00-07:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВА