https://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/issue/feedВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВА2024-10-21T07:03:50-07:00Баймырзаев Қуат Маратұлыgylym.zhu@gmail.comOpen Journal Systemshttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/99СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЯЗЫКЕ СМИ2024-01-10T09:35:49-08:00Ботагоз Рысдаулетоваrysdauletova@mail.ru<p>В статье рассматривается актуальное направление лингвистики – медиалингвистика, посвященная изучению языка средств массовой информации. Автор классифицирует и описывает средства речевого воздействия в медиатекстах, выделяя основные функции речи и методы воздействия. Основное внимание уделяется базовым методам, таким как интерпретация событий, аргументированный комментарий, трактовка ключевых понятий и выдвижение фрагментов текста. Дополнительно рассматриваются лингвостилистические методы воздействия на графико-фонетическом, морфолого-синтаксическом и лексическом уровнях языка. В практическом аспекте, данная статья предлагает не только теоретическое понимание средств речевого воздействия в медиатекстах, но и конкретные методы и приемы, которые могут быть использованы при анализе и создании медиатекстов. Подчеркивается важность такого анализа в силу влияния СМИ на общественное мнение и формирование восприятия. Классификация методов и приемов облегчает систематизацию знаний в этой области, что полезно для лингвистов, журналистов и всех, кто работает с медийным текстом.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/196ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ИНСТРУМЕНТЫ И ПРОБЛЕМЫ2024-03-11T00:37:30-08:00Елена Белкинаenbelkina@list.ru<p><em>В настоящей статье проведен обзор инструментов государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) в Российской Федерации и обозначены основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли. Исследование фокусируется на ключевых направлениях государственного регулирования АПК, основных инструментах поддержки, и объемах финансирования в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Результаты анализа, представленные в статье, отражают рост валовой добавленной стоимости (ВДС) и объемов государственной поддержки в АПК в 2021 и 2022 годах. При этом статья обращает внимание на важность балансирования объемов государственного финансирования отрасли и предполагает наличие проблем в эффективности его распределения. Выделены ключевые проблемы, требующие внимания на различных уровнях, такие как обеспечение продовольственной безопасности, цифровизация и внедрение инноваций в АПК, поддержка сельскохозяйственных кооперативов, создание и обновление инфраструктуры, повышение рентабельности сельского хозяйства, оптимизация логистических цепочек и улучшение механизмов предоставления государственной поддержки.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/70ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ2024-02-27T12:14:10-08:00Айнур Ансабаеваaynuransabayeva@gmail.comБагалыaynuransabayeva@gmail.comГульнар Жолтаеваaynuransabayeva@gmail.com<p>В связи с политико-экономическими, социально-культурными и др. изменениями, происходящими на современном этапе развития общества, возникает необходимость повышения воспитательного процесса подрастающего поколения на новый уровень. В связи с этим одним из актуальных вопросов педагогики является использование средств этнопедагогики в образовательном процессе начальных классов и рассмотрение методов и способов их использования. Изучение научно-педагогических трудов с этой точки зрения показало, что в казахской этнопедагогике достаточно материала, который можно эффективно использовать в современной школьной практике в процессе обучения математике.</p> <p>В статье рассматриваются педагогические возможности использования жанров устного народного творчества (народные сказки, пословицы, загадки и др.) в обучении математике, показываются дидактические подходы к их использованию в качестве способа организации обучения или средства обучения. Кроме того, отмечается, что средства этнопедагогики не всегда используются в неизменном виде, иногда возникает необходимость преобразования сюжетов некоторых из них в соответствии с содержанием урока.</p> <p>Эффективное использование средств этнопедагогики позволяет показать полезность изучения программных вопросов, обеспечивает более высокую степень наглядности в начальном обучении математике, устанавливает связь обучения математике с жизнью, теории с практикой.</p> <p>Выявлено, что средства этнопедагогики обладают большими возможностями повышения эффективности учебного процесса. Эти возможности связаны, прежде всего, с совершенствованием методики преподавания, формированием интереса учащихся к изучению математики. А это влияет на мотивацию учащихся 6-10 лет к изучению математики и, следовательно, влияет на результат обучения.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/119РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ2024-02-28T05:05:49-08:00Маржан Ражимоваrajimova@bk.ru<p>В данной статье автор ставит целью исследования – провести обзор современных исследований, посвященных развитию эмоционального интеллекта у младших школьников в контексте современных образовательных и социокультурных реалий. Основные исследовательские вопросы направлены на выявление текущего состояния эмоционального развития детей, факторов, влияющих на этот процесс, а также оценку эффективности современных образовательных практик.<br>Методология обзора включает анализ публикаций и исследовательских работ, опубликованных в период 2010-2024 гг., с использованием ключевых слов, таких как «эмоциональный интеллект», «младшие школьники», «современные образовательные подходы». Поддерживающие данные включают результаты эмпирических исследований, статистические данные, и экспертные мнения в области педагогики и психологии.<br>В результате обзора выявлены ключевые тенденции в развитии эмоционального интеллекта у младших школьников, включая роль семьи, школы и социокультурного контекста. Обнаружено, что успешное формирование эмоционального интеллекта зависит от интеграции современных методов обучения, в том числе использования технологий и интерактивных подходов.<br>Результаты данного обзора имеют значимость в контексте текущего научного обсуждения, обеспечивая обширное понимание того, как современные образовательные тенденции могут влиять на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников. Это обеспечивает основу для разработки рекомендаций и стратегий для педагогов, направленных на улучшение эмоциональной компетенции детей в условиях современного образования.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/96НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2024-02-28T05:10:22-08:00Гульнар Тажиноваgulnara71.a@mail.ruАйнур Ансабаеваgulnara71.a@mail.ruКарлыгаш Альменбетоваgulnara71.a@mail.ruБотагоз Кыстаубаеваgulnara71.a@mail.ruМеруерт Мухашеваgulnara71.a@mail.ru<p><em>Резюме </em>Теоретический анализ официальных материалов, концепций и программ Республики Казахстан, психолого-педагогической, методической литературы с целью выявления теоретических основ. «Народная игра - как средство формирования личности детей дошкольного возраста», усвоение передового опыта с изучением литературы и методических пособий, определение содержания воспитания, количественный и качественный анализ,обобщение, подведение итогов.</p> <p>Народная игра - исторически сложившееся социальное явление, самостоятельная форма деятельности, а также средство воспитания и обучения, сохраняя свою первоначальную и ценнейшую функцию, обеспечивает самовоспитание через рефлексию ребенка. Они издревле формировали образ человека, его образ жизни, труда и национальные позиции, мысли людей о чести и мужестве, стремлении к силе, ловкости, выносливости, скорости и красоте движения.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/168СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ТАКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ (ЦИФРОВЫХ) ДЕНЕГ, КАК «СТЕЙБЛКОИНЫ», СТАБИЛИЗАЦИЯ ИХ ЦЕНЫ2024-02-26T15:39:44-08:00Мадина Баймырзаеваmadikob@mail.ru<p><strong><em>Аннотация.</em></strong><em> В данной статье целью явилось – раскрыть сущность нового вида валюты – стейблкоинов. </em></p> <p><em>Рассмотрена вариация электронных денег стейблкоинов, которые находятся между криптовалютами и электронными деньгами. Данный вывод был сделан на основе раскрытия сущности и описания этой валюты, определения их видов, выявлено их отличие от криптовалюты и электронных денег.</em></p> <p><em>Основная методология исследования заключается в формировании определения валюты, сравнении с другими цифровыми деньгами, сделана попытка классификации видов стейблкоинов.</em></p> <p><em>Ценность исследования заключается в том, что данное направление в развитии электронных денег является новым, не исследованным. Эти виды валют, несмотря на их разнообразие, еще не знакомы многим людям, мы решили восполнить данный пробел, и привнести популяризацию для населения, показав стороны этой валюты с точки зрения отличий от криптовалюты, электронных денег, традиционных фиатных денег.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/116Роль менеджмента в организации современного транспортного производства2024-02-28T05:17:20-08:00Sharbat Igenbayevasharbat89@mail.ru<p>В статье рассматривается понятие управления транспортом на разных уровнях экономики, описаны основные компоненты управления, принципы управления и методология управления. Транспорт играет важнейшую роль в социально-экономических и общественных процессах. Несмотря на то, что транспорт можно рассматривать как самостоятельную отрасль, а проекты развития транспорта – как самостоятельные бизнес-проекты, спектр влияния транспорта до сих пор не изучен в полной мере. Качественное рассмотрение сфер влияния транспорта показывает его воздействие на все значимые аспекты социально-экономических отношений в обществе. Рассмотрены вопросы совершенствования организации управления транспортного комплекса страны. Как показывает практика, использование классических подходов не позволяет достоверно оценить эффективность менеджмента в организации современного транспортного производства. Выбор подходов к оценке находится в прямой зависимости от социально-экономической модели государства. В частности Казахстану свойственна социально ориентированная модель исходно направленная на формирование общественного блага. Также даны описания различных методов в привязке к управлению транспортным комплексом в современных условиях развития национальной экономики. Цель исследования: выявление роли менеджмента в развитии транспортного производства и в целом значение всей транспортной структуры страны. Методы исследования - использовались общенаучные методы – (анализ, синтез), а также организационные методы (сравнительный метод).</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/88«ӘДІЛЕТ» КОНЦЕПТІСІ: ӘЛЕУМЕТТІК ҚОҒАМДЫҚ КӨРІНІСІ2024-02-28T04:04:14-08:00Aidyn Altayaltai.aidyn@bk.ruДанияр Абировaltai.aidyn@bk.ru<p><em>В статье рассмотрены языковые и познавательные признаки концепта «справедливость», выявленные в результате проведения языкового исследования. Концепт считается познавательным объектом, обладающим культурно-когнитивными характеристиками. Изучение их на языковой основе формирует представление о менталитете нации.</em></p> <p><em>Согласно результатам исследований, проведенных в когнитивной лингвистике, концепты рассматриваются как комплексное явление в условиях современного общества. Исторический, языковой, познавательный слои концептов позволяют заглянуть в быт и мировоззрение народа. Языково-исторические исследования в этом направлении позволяют сформировать новое предстваление о ментальности народа.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/144ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ: ОТ КОНЦЕПТА К РЕАЛИЗАЦИИ2024-02-27T12:28:20-08:00AIMAN KURMANTAEVAkurmantaeva.ayman@mail.ru<p><strong>Аннотация</strong><strong>. </strong>Предметом научного анализа в статье являются государственные цифровые платформы (ГЦП). Начиная с истории возникновения самого термина «государственная цифровая платформа», рассматриваются особенности применения платформенного подхода для государственных информационных систем, в том числе в сравнении с коммерческими платформами. Целью является – показать, что государственные цифровые платформы могут стать «прорывной» инновацией (innovation disruption), трансформирующей отношения органов власти, бизнеса и общества, прежде всего – в части сокращения издержек взаимодействия, повышения прозрачности и общественного контроля над принимаемыми государственными решениями, предоставлением услуг. В статье на основе анализов литератур, экспертного сравнения созданных зарубежных и российских платформ рассмотрен феномен цифровой платформы и предложено авторское определение государственной цифровой платформы; классифицированы и описаны различные подходы к цифровым платформам, проведено сравнение государственных цифровых платформ с государственными информационными системами (далее – ГИС) и с коммерческими платформами. В итоге проведенного анализа сформулированы возможные направления дальнейшего внедрения цифровых платформ в государственное управление в РК.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/109РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ2024-02-27T12:32:55-08:00Ботагоз Кыстаубаеваbotik8181@mail.ruГульнар Тажинова Gulnara71.a@mail.ruМеруерт МухашеваMika.m.b@mail.ru<p><em>Аннотация</em></p> <p>В статье «Развитие творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования» автор проводит исследование, направленное на выяснение сущности понятий «техника» и «нетрадиционные техники рисования», а также рассмотрение различных видов техник рисования и их влияния на развитие творческих способностей детей.</p> <p>Целью исследования является осмысление роли нетрадиционных техник рисования в формировании творческого потенциала у детей.</p> <p>Методология исследования включает в себя анализ понятий, проведение обзора нетрадиционных техник рисования, и изучение их влияния на развитие личности ребенка. Авторы представляют краткое описание научной и практической значимости своей работы, подчеркивая важность понимания роли нетрадиционных техник рисования в контексте формирования творческих способностей детей.</p> <p>Основные результаты и анализ исследования представлены в разъяснении сущности понятий и классификации техник рисования, а также в оценке их воздействия на развитие творческих способностей детей. Выводы исследовательской работы подчеркивают важность учета изобразительной деятельности в педагогической практике и рекомендации для педагогов по оптимальному использованию различных техник рисования для стимулирования творческого мышления у детей.</p> <p>Ценность проведенного исследования заключается в предоставлении нового взгляда на роль нетрадиционных техник рисования в формировании творческого потенциала детей, что может быть полезным для педагогов, родителей и специалистов в области развития детей. Практическое значение работы заключается в предложении конкретных рекомендаций для использования различных техник рисования в образовательных процессах с целью эффективного развития творческих способностей детей.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/83ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ2023-12-26T08:52:01-08:00Жадыра КалеловаKalelova1991@mail.ruБекзат Калиеваtynysbekovna@mail.ru<p><em>Преподавание истории – педагогическая наука, изучающая процесс преподавания истории для повышения эффективности обучения. Цель преподавания дисциплины – подготовка будущих специалистов к воспитанию и развитию учащихся в образовательном процессе на учебном материале истории, обучение навыкам преподавания истории и выявление закономерностей с целью формирования исторического мышления и ключевых компетенций обучающихся.</em></p> <p><em>В статье проанализированы преимущества междисциплинарных связей в повышении эффективности преподавания истории и дана характеристика инновационных методов преподавания истории.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/125ЛИДЕРСТВО СРЕДИ МОЛОДЕЖИ2024-02-28T04:49:41-08:00Жанар Адамоваkasteevagd@gmail.com<p><em>В статье рассматривается определение лидера в частности и лидерства в целом, указаны основные шаги и направления в в работе лидера и даны советы от Дейла Карнеги по руководству коллективом и влиянию на окружающих.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/103МЕНЕДЖМЕНТ НЕГІЗДЕРІ, САПАНЫ БАСҚАРУДЫҢ ЛОГИСТИКАЛЫҚ ЖҮЙЕСІ: ТЕОРИЯ, ӘДІСТЕМЕ, ПРАКТИКА 2024-01-12T06:17:22-08:00Анар Толамисоваzhantokab@mail.ruРайхан Турысбековаturysbekova777@mail.ru<p>В данной статье развиваются теоретические положения логистики применительно к системе управления качеством продукции.</p> <p>Благодаря проведенному исследованию получены следующие основные результаты, обладающие научной новизной:</p> <p>-установлены роль и место качества в производстве и обращении на основе введения понятия носителя качества в логистической цепи от носителя и до реализации продукции;</p> <p>-введено и обосновано понятие логистических фильтров на пути продвижения материальных потоков, при этом в производстве логистические фильтры функционируют как синтез процессов изготовления продукции и синхронного контроля с испытанием в каждом технологическом звене;</p> <p>-показана особая роль надежности как необходимое условие и основа процесса формирования качества;</p> <p>Целью данной статьи является качество, отвечающее требованиям потребителей и достижениям научно-технического прогресса, определяет конкурентоспособность предприятия, а вместе с этим - коммерческий успех и устойчивое финансовое состояние.</p> <p>Методология данной статьи заключается в разработке и обосновании теоретических и методологических положений формирования и функционирования логистической системы управления качеством в процессе производства и товародвижения продукции производственного назначения.</p> <p>Практическая значимость статьи обусловлена тем, что сформулированные положения направлены на совершенствование системы управления качеством в производственно-коммерческой деятельности предприятий и существенным образом способствуют решению проблем качества сложной машиностроительной продукции.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/72РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СУРДОПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ2023-12-06T07:39:06-08:00Айнур АутаеваGulnur_ppf@mail.ruЕржанова ЕржановаGulnur_ppf@mail.ru<p>Статья посвящена проблеме развития исследовательской компетенции будущих сурдопедагогов через самостоятельную работу. Работа студентов над научной работой в настоящее время является очень актуальной проблемой. На этой основе качественное выполнение самостоятельной работы предусматривает возможность получения высшего образования. Целью исследования является теоретическое методологическое обоснование развития исследовательской компетенции будущих сурдопедагогов через самостоятельную работу, разработка методики и экспериментальная проверка ее эффективности, предоставление научно-методических рекомендаций. В ходе исследовательской работы использовались смешанные методы исследования: качественные и количественные. В исследование были включены студенты 2-3 курсов. По результатам анкетирования выявлены противоречия развития исследовательских компетенций будущих специалистов через самостоятельную работу.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/120НАВИГАЦИЯ В ЦИФРОВОМ ЛАНДШАФТЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНО МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА2024-01-29T11:30:49-08:00Аида Садыковаak_sad_2016@list.ruАсель Талаповаassel.kai2000@mail.ru<p><em>В данной статье предлагается разработка методической модели, направленной на формирование «профессионально-базируемой компетенции» будущих учителей иностранного языка средствами Интернет-ресурсов. Черпая вдохновение из коммуникативных, личностно-ориентированных, организационно-технологических принципов, компетентностно-ориентированных, профессионально-ориентированных и деятельностных подходов, а также концепций информатизации и глобализации в иноязычной образовании, наша модель стремится предоставить комплексное руководство для преподавателей языка. Охватывая межкультурную компетенцию и модели интеграции технологий, эта структура делает упор на инновационные стратегии и технологии, такие как обучение на основе проектов, обучение с использованием технологий и совместную деятельность. Исследование подчеркивает важность смешанной среды обучения, требующей адаптации к виртуальным классам. Кроме того, структура выступает за постоянное профессиональное развитие, этичное использование технологий и формирование профессиональных обучающихся сообществ. Благодаря этим многогранным подходам будущие преподаватели языка будут оснащены необходимыми знаниями и профессиональными навыками, чтобы эффективно ориентироваться в цифровом пространстве, обеспечивая культурно чувствительное и эффективное языковое образование.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/98ЛИНГВОКУЛЬТУРА-ОТРАЖЕНИЕ ЛИНГВИСТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ2024-02-28T04:20:16-08:00Сауле Уалиеваualievas@list.ruТогжан Бозаева togzhan.bozaeva@gmail.comАлинур Касеноваkassenova.alinur@mail.ru<p>В статье рассматривается определение языковых единиц и средств, передающих менталитет формирования лингвокультурологии в обучении иностранному языку. Рассмотрение культуры в языке в более широком смысле позволяет глубже понять природу языка. Лингвокультурный фон является одним из основных средств, ведущих к вовлеченности, так как на основе формирования лингвокультурной компетенции выявляются культурные особенности речи и реализуются на основе новой категории в процессе общения. Вместе с тем, одна из актуальных проблем современного языкознания возникла на стыке дисциплин культурологии и лингвистики и посвящена изучению влияния, специфики народной культуры в языке. В настоящее время изучение проявления народной культуры в языке является важным вопросом в лингвистике. Большинство лингвистических исследований уделяют очень большое внимание языковому общению как форме человеческой деятельности в течение следующего десятилетия.</p> <p> Формирование личности нового образца, обладающей высокой культурой, владеющей системой общих ценностей, способной жить в мультикультурном мире, со зрелыми знаниями, умениями и навыками, сформированными умениями и умениями, умеющей применять полученные знания в данный момент и эффективно функционировать, является основной целью современного субъекта межкультурной коммуникации. Вместе с тем, в настоящее время лингвокультурная компетенция для обучающихся имеет особое значение, так как совместное обучение иностранному языку и культуре народов, говорящих на этом языке, открывает множество новых возможностей. А для того, чтобы познать современную культуру, обучающиеся должны ознакомиться с лингвокультурными особенностями страны, изучающей язык иностранного языка, изучить его традиции и обычаи, научиться уважать их, быть готовыми находить общие интересы друг к другу и расширять знания о своей национальной культуре.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/169АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРЕВОДЧИКА С ТЕКСТОМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ2024-02-26T16:27:42-08:00Далила Мадинаdalila.madina@mail.ruЛяйля Салжановаlal_salshan@mail.ru<p>Статья посвящена проблеме сложностей деятельности синхронного переводчика в его взаимодействии с фрагментами текста, в котором содержится концептуальный мир выступающего, процессам эффективного применения стратегических компонентов переводческих принципов. Понимание этого взаимодействия в процессе синхронного перевода представляется крайне важным, поскольку оно напрямую влияет на эффективность коммуникации в политической среде. Целью данной статьи является прояснение многогранных процессов синхронного перевода, где переводчик-синхронист концентрирует свое внимание на взаимодействии с исходным текстом, от которого зависит соответствующее понимание аудиторией переведенного текста. Первостепенное значение в этой процедуре имеют тактики и стратегии, применяемые в процессе перевода. Здесь важную роль также играют различные факторы, такие как коммуникативный контекст, осмысление представленных фрагментов текста, адаптация, грамотная и мгновенная передача текстового смысла на целевом языке с учетом специфических особенностей аудитории. Переводчик должен при этом взять на вооружение идею и проект - программу PACTE (Process in the Acquisition of Translation Competence and Evaluation), реализуемые в европейской научной области перевода и освоить особенности принципов переводческой компетенции. В связи с этим в работе представлен всесторонний анализ стратегий на материале выступления президента РК К. Токаева. Текстовые материалы из области политической коммуникации и применение методов на их основе позволят продемонстрировать глубокое понимание тонкостей переводческой деятельности. Кроме того, исследование интеракции синхрониста с политическими материалами несомненно представляет ценность для дальнейшего изучения аспектов сложной и динамичной системы экспликативного метода. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по оптимизации процесса перевода текстов политической направленности и воспроизведения их содержания с учетом контекста и особенностей целевой аудитории.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/118ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ2024-02-27T12:22:33-08:00Лаззат Омирзаковаomirzakovalazzat2001@gmail.comНуржамал Ошановаomirzakovalazzat2001@gmail.com<p><strong>Аннотация</strong></p> <p>По мере того, как мир переходит к онлайн-обучению, электронные учебники становятся все более важными в учебной среде. Это исследование направлено на изучение учебных достижений учащихся по факторам, элементам и всей операции, влияющей на использование электронного учебника. Субъективные нормы, относящиеся к электронным учебникам, и факторы, не зависящие от контроля воспринимаемого результата, оказывают положительное влияние на учебный процесс.</p> <p>Ключевые слова: электронный учебник, академическая успеваемость, моделирование структурными уравнениями, машинное обучение, искусственная нейронная сеть.</p> <p> </p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/91ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ2024-02-28T04:51:57-08:00Еркежан Аппасоваe.appasova@mail.ru<p>Автор в статье остановился на значении семейного воспитания и рассмотрел пути повышения их воспитательных возможностей. Определив современные типы семей, остановился на мерах по повышению воспитательных возможностей семьи. Определил основные показатели оценки эффективности воспитания в семье. Анализ результатов полученной информации позволил выявить 4 типа семей с разным уровнем воспитательного потенциала. Были продемонстрированы результаты и эффективность проведенной работы с родителями каждого типа по формированию их педагогической культуры, повышению эмоционально-нравственных отношений в семье, т. е. повышению воспитательного потенциала.</p> <p>Родители создают свою систему образования. Часто от этого зависит, какой ребенок вырастет, как его можно воспитывать, какие ценности, нормы и правила можно передать. Такое воспитание может быть как положительным, так и отрицательным. Соответственно, важным вопросом является повышение воспитательных возможностей семьи.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/161ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ2024-02-21T11:14:47-08:00Феруза Зулавдуноваzulavdunova@mail.ruАйман Камзинаkamzina_aiman_67@mail.ru<p><em>Данная статья посвящена проблемам использования медиаматериалов в образовательном процессе с целью развития коммуникативных навыков учащихся. В исследовании основное внимание уделяется трем основным аспектам: явным и неявным искажениям фактов, трудностям в понимании сложной лексики и грамматики, а также проблемам, связанным с релевантностью предоставляемой информации. В статье представлены результаты анализа этих проблем, а также рекомендации по преодолению этих трудностей и эффективному использованию средств массовой информации в развитии коммуникативных навыков студентов.</em></p> <p><strong><em>Основные положения статьи:</em></strong></p> <ol> <li class="show"><em> Проблемы искажения фактов: анализируются явные и скрытые искажения фактов в материалах СМИ, рассматривается их влияние на формирование правильных представлений учащихся и предлагаются методы развития критического мышления для борьбы с этими искажениями.</em></li> <li class="show"><em> Трудности восприятия языка: Рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при понимании сложной лексики и грамматики в материалах СМИ, и предлагаются стратегии адаптации содержания к уровню языковой подготовки учащихся.</em></li> </ol> <p><strong><em> </em></strong></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/112MODERN POLITICAL PHILOSOPHY2024-02-28T05:14:53-08:00Зарина Есбулатоваz.yesbulatova@mail.ru<p><em>Настоящая статья посвящена основным идеям и концептам современной политической философии. Политическая философия является частью практической философии и политических наук. Целью современной политической философии является изучение политических идей, политических ценностей, сущности политических реалий и вызовов, а также интеллектуальным составляющим политического анализа. Практическая и научная значимость настоящей статьи заключается в подробном анализе политических процессов на современной политической арене. Кроме того, политическая философия сегодня необходима для изучения проблем современных международных отношений и мирового порядка. Научная методология в анализе современной политической философии состоит в проведении качественного ивент-анализа, а также здесь широко применяется историко-сравнительный метод, помогающий понять основные политические направления современности. Также к вопросам современной политической философии относятся проблемы, возникающие в социологическом аспекте. Сравнив разные концепты в философии и политологии, вопросы морали, этики, а также либерализм и его основные компоненты, дают ответы на основные вопросы, связанный с проблемами социальной и политической справедливости на разных уровнях институтов власти. Вопросы современной политической философии всегда рассматривались с точки зрения мировой политики, институтов власти и морали и этики.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/84МЕСТО ТЮРКОВ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ В VI-VII ВЕКАХ2024-02-28T04:18:44-08:00Асем Садыковаasemakaznpu@mail.ruАлмаз Балабиalmaz.balabi0102@mail.ru<p><em>В статье рассматривается положение тюрков на международной арене и основные международные отношения VI-VII веков. В Средней Азии оценивалось и анализировалось положение тюрков. Определена и оценена роль каганов, правивших в VI-VII веках, в международных отношениях.</em></p> <p><em>Кроме того, определялось политическое и экономическое положение тюрков с Китаем и эфталитами, дифференцировались их отношения. Рассмотрены процессы тюркизации Средней Азии и Восточного Туркестана, открытие пути к интенсивной государственной, национально-культурной цивилизации в тюркскую, карлук-караханскую эпоху.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/131ҚР ХАЛЫҚҚА МЕМЛЕКЕТТІК ҚАРЖЫЛЫҚ ӘЛЕУМЕТТІК КӨМЕК КӨРСЕТУ МЕХАНИЗМІН ДАМЫТУ 2024-02-28T05:21:42-08:00Айгерим Кенджасарова9-aika@mail.ruГаухар Шалабаеваgauki_93@mail.ruВенера Бурнашеваvenera.8420@mail.ru<p>Основной целью настоящего исследования является оценка текущего состояния системы социальной защиты в Республике Казахстан и разработка мер по повышению уровня социального обеспечения и механизмов финансирования социальной защиты. Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что за годы независимого развития в Республике Казахстан создана национальная модель социальной защиты и принят ряд важных социальных программ, направленных на снижение уровня бедности среди населения. Система социальной защиты является ключевым элементом национального управления, включающим социальные ценности любого общества. Система социальной защиты преследует три основные цели: гарантировать всем членам общества доступ к основным товарам и услугам, обеспечить активную социальную и экономическую безопасность и уменьшить бедность, а также развивать личный и социальный потенциал для устойчивого развития общества. Социальная защита помогает людям преодолеть риски и уменьшить неравенство, а также позволяет им полностью реализовать свой потенциал личностного роста и внести важный вклад в общество на протяжении всей своей жизни.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/104ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ2024-03-06T12:34:36-08:00Макпал Сырлыбаеваs.makpal-84@mail.ru<p><strong>Аннотация.</strong> В представленной статье описано состояние финансового управления предприятием в Республике Казахстан и основные направления его развития. В свою очередь, формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятии означает процесс выбора соответствующих информационных показателей, направленных на принятие стратегических решений и эффективное текущее управление финансовой деятельностью. Управление финансами зависит от его отраслевых особенностей, организационно-правовой формы, объема экономической деятельности и связано с уровнем диверсификации и других условий. Поэтому совокупность всех показателей, составляющих информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требовать регламентированной последовательности использования каждой группы в практической деятельности реального предприятия.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/74ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА CASE-STUDY В ОБУЧЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ2024-02-27T12:16:45-08:00Жемисжан ИмангазиноваGema.232@mail.ru<p><em>В статье рассматривается эффективность применения современной активной технологии обучения case-study в преподавании органической химии в вузах, место, которое занимают обучающиеся в углубленном усвоении теоретических знаний, формировании навыков анализа, обобщения, оценки.</em></p> <p><em>Для раскрытия содержания темы в образовательной программе 6В01506-Химия за 2021-2022 годы представлены результаты экспериментально-экспериментального исследования, проведенного с целью выявления эффективных методов формирования специальной предметной и универсальной междисциплинарной компетенции обучающихся на основе практического применения коммуникативных, поисковых, творческих, теоретических знаний обучающихся с использованием кейс-технологий в преподавании базовых и профильных дисциплин.</em></p> <p><em>В статье проанализированы методы формирования креативных взглядов обучающихся при использовании технологии case-study на лабораторных занятиях по органической химии, свободного изложения мыслей в группе, эффективного использования полученных на лекции знаний и умений на лабораторных занятиях.</em></p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttps://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/124ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: КАК СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНИЛИ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ2024-02-27T12:18:38-08:00Гульмира Кастееваkasteevagd@gmail.comКамшат Забиеваzabieva_kk@mail.ru<p>В статье рассматривается современный подход к обучению с помощью новых информационных технологий, сравнение процессов обучения в прошлом и настоящем, показаны преимущества и недостатки использований технологий в образовательном процессе. Также рассматривается роль преподавателя и студента в образовательном процессе с ипользованием новых информационных технологий, их взаимодействие в современных реалиях.</p>2024-10-21T00:00:00-07:00Copyright (c) 2024 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВА