http://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/issue/feedВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВА2025-10-30T00:00:00-08:00Бурибаев Ермек Абильтаевичgylym.zhu@gmail.comOpen Journal Systemshttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/478ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ2025-10-01T11:49:09-07:00Алем Абділдаұлы alem.abdildauly.98@mail.ruАлефтина Бахтаулова bahtaulova@mail.ruДанагул Мукашева danagul.mukasheva.84@mail.ruФарида Курабаеваkurabaevafa@mail.ru<p><em>В данном исследовании рассматривается текущий уровень исследовательской компетентности школьников и учителей биологии в рамках обновлённой образовательной программы Казахстана. Оценивается эффективность учебной программы по биологии в развитии научного мышления, анализируется взаимосвязь между теоретическими знаниями и практическими навыками учащихся, а также исследуется роль профессиональной квалификации и педагогических подходов учителей в формировании исследовательских способностей обучающихся. В работе использован смешанный дизайн исследования, включающий анкетирование, интервью и наблюдение за учебным процессом. Результаты показывают, что исследовательская компетентность учащихся во многом зависит от интеграции концептуального понимания с практическим опытом, в то время как педагогические навыки учителей существенно влияют на вовлечённость и мотивацию обучающихся. Полученные данные подтверждают необходимость внедрения интерактивных и проектных методов обучения в преподавание биологии для повышения исследовательских компетенций. Международные показатели, такие как программа PISA, подчёркивают значимость формирования научной компетентности как ключевого результата обучения. Научная компетентность объединяет знания, навыки, критическое мышление и умение эффективно передавать научную информацию. В современном мире, формируемом технологическим прогрессом, экологическими вызовами и глобальными проблемами здоровья, данные компетенции приобретают особую ценность.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/457ВНЕДРЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ИЗМЕРЕНИЮ МАССЫ ТЕЛ2025-09-29T06:25:41-07:00Әйгерім Абдулаеваabdulayeva9aigerim@gmail.comНазым Жанатбекова n.zhanatbekova@mail.ruБэла Сакибаева bakhorl@mail.ruҚуаныш Жақпаев kuanish.zh@mail.ru<p><em>Цель исследования - обосновать методику развития у учащихся умений научного процесса на основе учебно-экспериментальной работы исследовательского характера с применением методов исследования и экспериментальной проверкой ее эффективности. Проведение учебно-экспериментальной работы по физике в школе позволяет отработать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработка, анализ и представление результатов, получение выводов. Также это направлено на развитие исследовательского типа мышления учащихся и активизацию личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач был использован ряд взаимодополняющих методов: анализ научных исследований с целью определения актуальности исследуемой проблемы и ее теоретических основ; метод предэкспериментального исследования. В данном исследовании концепция разделена на три подконцепции: 1) Определение массы, 2) Колебания и 3) Простые колебания маятника. В исследовании использовался предэкспериментальный метод. Использовалась одногрупповая схема предварительного и последующего тестирования. В исследовании приняли участие 28 учащихся IX класса средней школы г. Талдыкорган. Процесс совершенствования навыков научного процесса у учащихся изучался на основе нормализованного анализа результатов пре- и посттестирования по трем </em><em>под</em><em>концепциям. Результаты исследования показали эффективность применения исследовательского метода обучения для совершенствования навыков научного процесса при изучении физики. Научная новизна исследования заключается в выявлении объективных дидактических условий и методов (приемов) поэтапного управления процессом совершенствования умений учащихся в области естественнонаучных процессов в процессе учебно-исследовательской деятельности. Статья предназначена для педагогов, научной общественности, занимающейся вопросами развития исследовательской деятельности учащихся при обучении физике.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/500РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПО ХИМИИ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ2025-09-20T12:08:22-07:00Adal Sauletsaulet.adal.99@mail.ruTurar Akylbekova turar.83@mail.ruDinara Tlesbaeva 64659@abaiuniversity.edu.kz<p><em>Цель данного исследования – проанализировать эффективность применения модели STEM-PjBL (проектное обучение на основе интеграции науки, технологий, инженерии и математики) для развития исследовательских навыков студентов по химии. Интеграция методов STEM и PjBL позволила студентам соединить теоретические знания с практикой, приобрести опыт научно-исследовательской работы, развить навыки индивидуальной и групповой деятельности, а также повысить уровень лабораторной грамотности. В эксперименте приняли участие 18 студентов второго курса, которые выполнили три основных проектно-лабораторных задания: определение жесткости воды, проверка чистоты соли и исследование коррозии металлов. Для комплексной оценки когнитивных и практических навыков студентов использовались анкеты, практические задания и методы интервью.</em> <em>Результаты показали, что модель STEM-PjBL значительно повысила уровень научного мышления, лабораторной грамотности, научной коммуникации и способности студентов к самостоятельному принятию решений. Кроме того, было выявлено, что данная модель способствует развитию креативного мышления и навыков совместного решения проблем в ходе групповых дискуссий. В целом, внедрение модели STEM-PjBL в процесс преподавания химии было оценено как эффективный педагогический подход, способствующий объединению теоретических знаний с практикой, развитию исследовательских навыков и повышению академических достижений студентов.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/506МОТИВАЦИОННЫЕ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ2025-09-24T10:07:38-07:00Айгуль Алдабергеноваaigul_ao@mail.ruҰлжалғас Есейқызыyesseikyzy@gmail.com<p><em>Данное исследование направлено на изучение мотивационных и компетентностных аспектов применения геймификации в подготовке будущих учителей информатики. Исследование основано на квази-экспериментальном дизайне и использует смешанный методологический подход, объединяющий количественные и качественные данные. В эмпирической части приняли участие 30 студентов Жетысуского университета, обучающихся по образовательным программам «Информатика» и «Математика–Информатика», которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы.</em></p> <p><em>Результаты показали, что системная интеграция элементов геймификации в учебный процесс существенно повышает внутреннюю мотивацию студентов, их вовлеченность и развитие методических компетенций. В данном контексте геймификация рассматривается не как вспомогательный инструмент, а как педагогическая стратегия, укрепляющая целостность и структуру образовательного процесса. Особое внимание уделяется роли преподавателя как модератора, который согласует игровые механики с дидактическими задачами и поддерживает мотивацию.</em></p> <p><em>Научная значимость исследования заключается в разработке концептуальной модели, раскрывающей взаимосвязь между мотивацией и компетентностью в условиях геймифицированного обучения. Практическая ценность выражается в методических рекомендациях по внедрению геймификации в программы подготовки учителей. Полученные результаты подтверждают, что геймификация способствует развитию профессиональной готовности, цифровых компетенций и рефлексивной практики, выступая эффективным элементом педагогической подготовки.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/541ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЦИФРОВОЙ ВЗГЛЯД2025-09-24T16:50:22-07:00Махаббат Байменова mbaimienova@bk.ruДайва Якавоните-Сташкувиене daiva.jakavonyte-staskuviene@vdu.lt<p><em>В данной статье подробно рассматриваются возможности персонализации обучения языку </em><br /><em>младших школьников с использованием современных цифровых технологий. Особое внимание уделяется роли </em><br /><em>образовательных платформ, интерактивных чат–ботов и мобильных приложений в формировании языковой </em><br /><em>идентичности учащихся, а также интеграции русского и казахского языков в многоязычной образовательной среде. </em><br /><em>Исследование акцентирует внимание на значении цифровых инструментов для реализации дифференцированного </em><br /><em>подхода, индивидуализации обучения и углубленного освоения языка на раннем этапе образования. Отдельно </em><br /><em>рассматривается развитие мотивации, автономности и вовлеченности учащихся через интерактивные задания, </em><br /><em>адаптирующиеся к личному прогрессу, стилю обучения и когнитивным особенностям каждого ребенка. Показано, </em><br /><em>что цифровая образовательная среда способствует развитию творческих, критических и коммуникативных </em><br /><em>навыков, формированию сотрудничества и межкультурного взаимодействия между учениками. Анализ </em><br /><em>практических кейсов и теоретических подходов подтверждает трансформационный потенциал цифровизации, </em><br /><em>которая не только улучшает академические результаты, но и создает более инклюзивную, ученико</em><br /><em>ориентированную модель языкового обучения. Внедрение цифровых технологий позволяет педагогам адаптировать </em><br /><em>образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого ребенка, повышает интерес к обучению и </em><br /><em>способствует формированию навыков, необходимых для успешного освоения знаний в современном мультиязычном </em><br /><em>и технологически насыщенном мире..</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/473ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ2025-10-09T17:46:53-07:00Гульнара Исаеваguka_issaeva@mail.ruАсем Калиева1assem.kaliyeva@sdu.edu.kz<p><em>В данной статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущих учителей физики в контексте цифрового образования. В ней обсуждается необходимость интеграции современных технологий в образовательный процесс, развитие цифровой грамотности и создание увлекательных форм обучения для стимулирования интереса учащихся к физике. Авторы подчеркивают важность адаптации учебного материала к цифровой среде и развития компетенций учителей для успешного внедрения цифрового образования. Более того, интеграция современных технологий в преподавание физики не только повышает вовлеченность учащихся, но и способствует индивидуальному обучению. Используя цифровые инструменты, такие как моделирование, виртуальные лаборатории и интерактивные мультимедийные ресурсы, преподаватели могут адаптироваться к различным стилям обучения и предоставить учащимся практический опыт, необходимый для понимания сложных физических концепций.</em></p> <p><em>Кроме того, развитие цифровой грамотности как среди учащихся, так и среди преподавателей имеет решающее значение для навигации по огромному объему информации, доступной онлайн, и критической оценки ее надежности и актуальности. Будущие учителя физики должны уметь эффективно использовать цифровые ресурсы для совершенствования своих методов преподавания и создания динамичной учебной среды, способствующей исследованию, экспериментиро-ванию и совместному решению проблем.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/494ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКИ ФУТУРОДИЗАЙНА2025-10-08T16:07:58-07:00Омер Займоглу omerzaimoglu@hotmail.comСандугаш Шуланбекова sandugash.shulanbekova@bk.ru<p><em>В статье рассматривается методика формирования проектно–творческих </em><br /><em>компетенций у студентов педагогических специальностей в условиях цифровизации образования. </em><br /><em>Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки будущих педагогов, способных </em><br /><em>мыслить критически, работать с открытыми проблемами и проектировать образовательное будущее. </em><br /><em>Теоретический анализ отечественных и зарубежных источников (Зимняя, 2006; Хуторской, 2010; Robinson, </em><br /><em>2011; Inayatullah, 2015) показал, что использование методов футуродизайна и сценарного моделирования </em><br /><em>способствует развитию прогностических умений, креативности и метапознавательной рефлексии. </em><br /><em>Эмпирическая часть исследования была проведена на выборке студентов художественно</em><br /><em>педагогического профиля факультета искусств Университета Акдениз (n = 84). В качестве инструментов </em><br /><em>применялись методы коллективного проектирования, визуализация образовательного будущего через </em><br /><em>инфографику, коллажи, цифровые симуляции и 3D–моделирование. Исследование включало констатирующий </em><br /><em>и формирующий этапы, а в качестве диагностических критериев использовались показатели </em><br /><em>прогностической компетентности, творческой инициативы и самостоятельности. </em><br /><em>Результаты статистического анализа (t–критерий Стьюдента, коэффициент Кендалла W) </em><br /><em>подтвердили значимый рост уровня проектно–творческих компетенций, в частности умений </em><br /><em>прогнозирования, оригинальности замысла и качества рефлексии. Новизна работы заключается в адаптации </em><br /><em>концепции футуродизайна к художественно–педагогическому образованию Казахстана. Практическая </em><br /><em>значимость исследования состоит в возможности интеграции разработанной методики в образовательные </em><br /><em>программы вузов, что позволит повысить эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов </em><br /><em>и сформировать у них готовность к работе в условиях быстро меняющейся образовательной среды.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/525РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ2025-09-26T16:03:26-07:00Асылжан Есимбековаassylsoul@mail.ruБотагоз Кыстаубаева botik8181@mail.ruАйнур Таурбекова taurbekova71@mail.ru<p><em>Цель</em><em> данной стать</em><em>и – изучить </em><em>дальнейшее развитие исследовательских компетенций будущих учителей начальных классов в вузе, что является одним из актуальных направлений педагогической науки. В условиях модернизации образования особое значение приобретает внедрение исследовательского подхода, способствующего развитию критического и творческого мышления, а также повышению профессиональной гибкости педагогов.</em></p> <p><em>Исследование основано на тематическом анализе полуструктурированных интервью с опытными педагогами, выявивших ключевые тенденции, проблемы и перспективы интеграции исследовательских методов в образовательный процесс. Установлено, что для успешного развития исследовательских компетенций необходимы системное внедрение практико-ориентированного обучения, использование современных педагогических технологий и достаточная ресурсная поддержка. Современные образовательные подходы трансформируют содержание образования, смещая акцент с традиционных методов на проектно-исследовательскую деятельность, что требует пересмотра методических основ подготовки будущих учителей. Внедрение междисциплинарных, проблемно-ориентированных методов способствует повышению качества профессиональной подготовки учителей. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования образовательных программ, адаптации государственных стандартов и формирования системы повышения квалификации педагогов. </em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/480ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СМАРТФОНОВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ2025-10-10T14:53:48-07:00Гулмира Калжанова kgk67@mail.ruЕрлан Андасбаевerl872@mail.ru<p><em>В статье рассматриваются возможности использования смартфонов в образовательном процессе по физике. Обсуждаются различные приложения и функции смартфонов, которые можно использовать для проведения экспериментов, визуализации явлений, доступа к учебным материалам и интерактивного взаимодействия. Цель статьи - показать, как современные технологии могут улучшить понимание физических концепций, повысить вовлеченность учащихся и сделать обучение более эффективным и увлекательным.</em> <em>В ходе исследования проведён анализ оснащения современных смартфонов датчиками и возможностями применения этих датчиков для измерения физических величин. Изучены доступные мобильные приложения, применяемые для измерений физических величин, а также опыт использования смартфонов в качестве измерительных комплексов в школьной практике. Разработаны и предложены практические задания для школьников, направленные на интеграцию смартфонов в образовательный процесс по физике. Проведён эксперимент по проверке эффективности использования смартфонов в обучении, результаты которого подтверждают улучшение учебных достижений школьников. Значимость данного исследования в том, что оно продемонстрировало возможности использования смартфонов в обучении физике в качестве инструмента для проведения экспериментов, измерений и исследований как в классе, так и за пределами школы без специального оборудования, а также для организации контроля знаний учащихся, получения мгновенной обратной связи, получения доступа к дополнительным учебным материалам. Исследование показывает, что использование смартфонов может стать эффективным инструментом в обучении физике, способствуя повышению интереса и вовлеченности учащихся в образовательный процесс и развивая исследовательские навыки и навыки самостоятельной работы. </em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/453ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ КАРТ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ШКОЛЕ2025-09-24T14:19:24-07:00Бағлан Ермаханов baglan0989@gmail.comЖандос Есиркепов zhandos-1978@mail.ruЕржан Маханбет yerzhan.makhanbet@yu.edu.kzБахытжан Куанышбаев bakhytzhan.kuanyshbayev@ayu.edu.kzАлпамыс Рахымжанов alpamys.rakhymzhanov@ayu.edu.kz<p><em>Цель исследования</em><em> – научное обоснование эффективного применения специально разработанных карт педагогического контроля и оценки в учебном процессе, направленного на формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры в школах.</em> <em>Основная идея работы</em><em> заключается в признании необходимости использования педагогических средств контроля при совершенствовании содержания предмета физической культуры и в систематизации методических рекомендаций, ориентированных на формирование у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни.</em> <em>Основное направление исследования</em><em> – качественное совершенствование содержания уроков физической культуры на основе выявления передовых методов анализа и оценки.</em> <em>Научная значимость исследования</em><em> состоит в том, что формирование теоретических и методических основ применения карт педагогического контроля и оценки способствует развитию профессиональной компетентности учителей, обновлению качества уроков физической культуры и систематическому формированию у учащихся навыков здорового образа жизни.</em> <em>Практическая значимость</em><em> заключается в том, что внедрение разработанных карт контроля и оценки в педагогическую практику способствует совершенствованию содержания учебных занятий, повышению качества профессиональной деятельности учителей и росту интереса учащихся к урокам физической культуры.</em> <em>В исследовании использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, анкетирование, а также количественная и качественная обработка полученных данных.</em> <em>Практическая часть исследования была организована в рамках курсов повышения квалификации учителей физической культуры. В ходе эксперимента доказано, что использование контрольных карт способствует целенаправленной организации структуры уроков, обогащению их содержания и повышению учебной мотивации учащихся.</em> <em>Результаты сравнительного анализа показали, что систематическое проведение педагогического контроля позволяет учителям осуществлять самоанализ своей деятельности, а у учащихся формируется устойчивый интерес к занятиям физической культурой.</em> <em>В заключение</em><em> установлено, что предложенные средства педагогического контроля оказывают положительное влияние на содержание и качество уроков физической культуры.</em> <em>Суть исследования</em><em> заключается в научном обосновании эффективности внедрения новых форм педагогического контроля и оценки в образовательный процесс. В работе исследованы такие важные аспекты, как совершенствование профессиональной деятельности учителя и повышение мотивации учащихся посредством использования контрольных карт. На основе практического опыта подтверждена их результативность.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/472АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММАХ ОБУЧЕНИЯ ВУЗОВ2025-09-26T12:35:26-07:00Гульмира Кастееваkasteevagd@gmail.comИльяс Есенгабылов ilias_e@mail.ru<p><em>Эта исследовательская работа направлена на создание модели электронного обучения с использованием платформы </em><em>Moodle</em><em> для проведения курсов. По сравнению с традиционными методами обучения известно, что предоставление студентам возможности самообучения имеет много преимуществ. Они смогли увидеть улучшение своего учебного процесса, освоив онлайн-лекции, доступные в любом месте и в любое время. Опрос 42 студентов показал следующие результаты: во-первых, модель электронного обучения, основанная на платформе </em><em>Moodle</em><em>, доказала свою эффективность; во-вторых, демонстрационная модель </em><em>Moodle</em><em> способствует активному участию студентов в учебном процессе; в-третьих, содержание демонстрационных материалов в системе </em><em>Moodle</em><em> способствует формированию продуктивной учебной среды и повышению активности обучающихся. </em></p> <p><em>Содержание электронного обучения на платформе </em><em>Moodle</em><em> показывает, что оно очень эффективно для студентов, а разработанная модель электронного обучения </em><em>создана</em><em> на основе этих принципов эффективности. Гибкость, доступность и возможность персонализированного обучения были определены как преимущества электронного обучения. Однако эта модель не может полностью заменить традиционное обучение, а только дополнить его. По итогам исследования установлено, что платформа </em><em>Moodle</em><em> является эффективным инструментом, способствующим повышению качества образования, активизации учебного процесса и формированию у студентов навыков саморазвития</em><em>.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/482МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: В РАМКАХ ЦУР 42025-09-17T06:55:37-07:00Куттыкыз Есимханова kuttykyz.yesimkhanova@mail.ruЖазира Мукатаева jazira-1974@mail.ru<p><em>Рост числа студентов с нарушениями слуха создает определённые трудности для преподавателей, особенно в таких дисциплинах, как химия, где понятия сложны и во многом зависят от контекста. Цель данного исследования </em>–<em> определить более эффективные стратегии по сравнению с традиционными методами обучения для вовлечения студентов с нарушениями слуха в образовательный процесс и внести вклад в развитие инклюзивного образования. Исследование проводилось среди студентов 1 курса Алматинского государственного колледжа сервиса и технологий. В нём приняли участие 54 студента специальности «Инженерия программного обеспечения». Участники были разделены на две группы по 27 человек (экспериментальная и контрольная), исследование проводилось с применением квази-экспериментального дизайна. Результаты показали, что обучение на основе игровых технологий является эффективным инструментом для студентов с нарушениями слуха при изучении химии. Этот подход не только повысил интерес студентов к предмету, но и способствовал лучшему усвоению сложных понятий. Полученные данные имеют важное практическое значение: использование игровых технологий в инклюзивных классах делает образовательный процесс более доступным и интересным для всех студентов, особенно для лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, игровой формат способствует эмоциональной поддержке обучающихся и активному участию в процессе. Учебный материал, представленный в игровой форме, адаптируется с учётом индивидуальных особенностей студентов, что полностью соответствует основным принципам инклюзивного образования. В будущих исследованиях целесообразно изучить долгосрочное влияние игровых технологий, их эффективность в различных дисциплинах и образовательных условиях. Также важно проводить сравнительные исследования с участием студентов разных возрастов и уровней подготовки для более глубокого раскрытия потенциала данного подхода.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/486ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ2025-09-25T14:43:03-07:00Галия Таугынбаеваtaugynbayeva_gye@enu.kzАксауле Жубанышеваzhubanysheva_azh@enu.kz<p><em>Теория вероятностей и математическая статистика представляют собой особый раздел математической науки. Аксиоматизация теории вероятностей в начале XX века ознаменовала её становление как самостоятельной и фундаментальной области математики, одновременно теория вероятностей является основой для математической статистики. </em><em>Развитие</em><em> этих направлений способствовало появлению новых областей знаний, таких как теория риска, актуарная математика, стохастический анализ, биостатистика и другие, а также обусловило возникновение ряда специальностей. В связи с возрастающей ролью вероятностно-статистических методов в различных сферах науки и практики, их включение в школьные программы по математике является своевременным и обоснованным. В связи с чем, теоретическое и практическое обучение теории вероятностей и математической статистик</em><em>е</em> <em>является актуально. </em></p> <p><em>Одним из важных вопросов является методика преподавания базовых понятий, которые часто упускаются из виду в процессе обучения, и ограничиваются подстановками в формулы и расчётами. Кроме того, поскольку в последние годы в школьную программу включены элементы теории вероятностей и математической статистики, определение возрастных способностей учащихся, т.е. в каких классах и в каком объёме следует преподавать каждую тему дисциплины, является важным компонентом методики преподавания предмета. Цель статьи заключается в на </em><em>примере</em><em> некоторых</em> <em>основных</em><em> понятий теории вероятностей и математической статистики</em><em> обсуждении и предложение математически корректных определений, методики их преподавания, а также учет</em><em> возрастны</em><em>х</em><em> особенност</em><em>ей </em><em>учащихся</em><em>. </em></p> <p><em>В связи с этим в статье рассматриваются требующие внимания аспекты методики преподавания элементов теории вероятностей и математической статистики в школьной математике, в частности, умение различать понятия эксперимент, реализация эксперимента и результат эксперимента, событие,</em><em> реализация </em><em>события, генеральная совокупность, и предлагается методика их преподавания. На основе эмпирического опыта, позволяющего определить, с какого класса следует вводить эти и другие темы теории вероятностей и математической статистики в школьную математику, делаются выводы, выявляющие возрастные особенности учащихся для ряда понятий. Результаты представленного исследования могут служить основой для создания школьных программ и соответствующих учебников.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/517ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ КАЗАХСКИХ ПЕВЦОВ-АКЫНОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ЦИФРОВОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ2025-10-02T17:54:03-07:00Медет Кондыбай medetmanasuly@gmail.comОмирхан Абдиманулы abdimanuly@rambler.ru<p><em>Творчество казахских певцов-акынов обладает высокой ценностью для духовно-культурного развития современных школьников. В то же время важно учитывать, что познавательный потенциал и особенности восприятия нынешних обучающихся существенно изменились под влиянием требований времени. Настоящая статья ориентирована на исследование психолингвистической и педагогической эффективности преподавания поэзии казахских певцов-акынов учащимся старших классов общеобразовательной школы с использованием метода цифрового повествования (digital storytelling). Актуальность работы обусловлена необходимостью внедрения инновационных методов обучения в контексте обновленного содержания образования. В учебных программах средней школы Казахстана тема жизни и творчества певцов-акынов XIX века обозначена как самостоятельный раздел; при ее освоении принципиально значимыми являются эффективное использование возможностей информационно-коммуникационных технологий, признание учащегося центральным субъектом обучения и применение активных методов, основанных на его самостоятельной образовательной деятельности.</em></p> <p><em>Цель исследования – обосновать психолингвистическую и педагогическую эффективность обучения поэзии певцов-акынов через цифровое повествование и предложить содержательно-методическую модель, готовую к внедрению в школьную практику. Научная новизна состоит в разработке последовательной модели мультимедийного пере-повествования произведений (видеоэссе, документальный короткометражный фильм, поэтический подкаст, анимация), а также в подготовке оценочной рубрики и карты конкретных заданий. В методологии применены анкетирование, педагогический эксперимент и поэтический анализ; интегрированы цифровые инструменты Canva, StoryMap, Adobe Express. Результаты показывают, что цифровое повествование усиливает учебную мотивацию, развивает творческие способности и языковую компетентность учащихся; в процессе обучения оно интенсифицирует эмоционально-когнитивное восприятие и способствует более глубокому пониманию идей поэзии певцов-акынов. Исследование закладывает научные основы эффективного использования возможностей цифровой педагогики при преподавании национальной литературы.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/463РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ (ЦУР 4)2025-09-16T08:44:59-07:00Зухра Мұхамбетәлиеваmukhambetaliyeva_zukhra@mail.ruСауле Зейнолла zeinollasaule@gmail.comАсем Узакова a7_uzakova@mail.ruНурдос Кокталов koktalovnurdos117@mail.ru<p><em>В этой статье рассматриваются педагогические, методические и этические аспекты применения искусственного интеллекта (ИИ) в системе образования. Актуальность исследования определяется в рамках Цели 4 Трудовых целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ТДМ) – «Качественное образование», так как искусственный интеллект предоставляет огромные возможности для повышения качества образования, обеспечения инклюзивности и предложении учащимся индивидуальных образовательных траекторий. В статье представлены анализы документов ЮНЕСКО, ОЭСР, Европейской Комиссии и Европейского Парламента, выявлены преимущества и ограничения использования инструментов ИИ в системе образования. Методология исследования основана на количественном контент-анализе, а эмпирическим источником данных были данные пользователей платформы «Aitalim».</em></p> <p><em>Результаты показали, что инструменты ИИ способствуют повышению профессиональной компетенции педагогов, развитию функциональной грамотности и повышению эффективности подготовки содержания уроков. Также отмечается, что ИИ помогает развивать критическое мышление, творчество, сотрудничество, а также осваивать основы программирования, машинного обучения и этики. В статье анализируются европейская рамка DigCompEdu и стандарты ISTE, и раскрывается их значение в формировании цифровых компетенций педагогов. Практика создания тестов на платформе «Aitalim» показала, что она позволяет учителям автоматизировать учебные задания, экономить время и учитывать индивидуальные потребности учащихся. В заключение искусственный интеллект является мощным инструментом, который может поднять педагогическую практику на новый уровень. Однако для его эффективного использования необходим комплексный подход в этическом, правовом и методическом аспектах.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/513УРОВЕНЬ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ IOT И МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ2025-10-06T13:50:13-07:00Қасым Сейдуәліkasimseiduali@gmail.comНуржамал Ошановаn.oshanova@abaiuniversity.edu.kz<p>В условиях стремительного развития цифровых технологий системы высшего образования сталкиваются с необходимостью интеграции передовых решений для повышения качества обучения и подготовки конкурентоспособных специалистов. Одним из таких решений является интернет вещей (IoT) и технологии машинного обучения, которые широко используются в образовательной среде. Интеграция IoT позволит университетам не только автоматизировать инфраструктуру, но и создать интеллектуальное образовательное пространство, обеспечивающее индивидуальный подход к обучению. В свою очередь, машинное обучение открывает возможности для анализа больших образовательных данных, адаптации учебных курсов к индивидуальным траекториям учащихся и прогнозирования их прогресса. Несмотря на очевидные преимущества, внедрение этих технологий в вузах сопровождается рядом вызовов: отсутствием технической базы, недостаточной квалификацией преподавателей, а также отсутствием единых стратегий цифровой трансформации. В данной статье будет рассмотрен текущий уровень внедрения IoT и машинного обучения в университетах Республики Казахстан, проанализированы основные проблемы и предложены возможные пути их решения. Кроме того, в исследовании рассматриваются лучшие практики интеграции данных технологий в мировом образовательном пространстве, что позволяет сравнить уровень цифровизации отечественных вузов с международными трендами. Особое внимание уделяется педагогическим и организационным аспектам внедрения инновационных решений. Результаты анализа могут быть полезны для разработки образовательных программ в университетах и повышения квалификации преподавателей. Представленные выводы и рекомендации направлены на стимулирование более эффективного и системного подхода к использованию IoT и машинного обучения в высшем образовании Казахстана.</p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/502ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ В УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТСМЕНОВ 2025-10-07T16:05:01-07:00Ақниет Тохтаров e.utegenovv@gmail.comНургул Токсанбаева n.toksanbaeva@mail.ruЗауре Шагатаева zaurika@mail.ruЕрлан Утегенов e.utegenovv@gmail.comМарлан Заманбеков marlan@mail.ru<p><em> В статье рассматриваются различные формы проявления фрустрации в процессе обучения </em><br /><em>спортсменов. Фрустрационные состояния чаще всего исследуются в контексте преодоления трудностей в </em><br /><em>соревновательной деятельности. В будущем планируется расширение исследований в этом направлении, включая </em><br /><em>анализ активности, связанной с фрустрацией. Однако такие случаи не охватывают всего спектра феномена </em><br /><em>фрустрации. Существует некоторая неопределенность в понимании самого термина «фрустрация»: относится ли </em><br /><em>он к внешней причине (ситуации), либо к вызываемой ею реакции (психическое состояние или индивидуальные </em><br /><em>поведенческие ответы). С филологической точки зрения слово frustration означает срыв планов, утрату намерений, </em><br /><em>то есть травматическую ситуацию, связанную с неудачей в достижении цели. В этом смысле, проявления </em><br /><em>фрустрации в учебно–тренировочном процессе спортсменов близки к общепринятому, но не всегда однозначно </em><br /><em>воспринимаемому понятию. Формы фрустрации у спортсменов могут рассматриваться как часть более широкой </em><br /><em>проблемы устойчивости к жизненным трудностям и реакций на них. В практической части исследования были </em><br /><em>использованы следующие методики: 1. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга и тест жизненных смыслов </em><br /><em>А.Н.Леонтьева; 2. Оценка уровня стресса по Лазарусу и шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ); 3. Шкала </em><br /><em>стратегий разрешения конфликтов Томаса–Килмана; 4. Методика определения уровня социальной фрустрации </em><br /><em>Л.И.Вассермана (в модификации В.В. Бойко). </em><br /><em>Результаты исследования позволяют, на основе анкетных данных, оценить степень склонности </em><br /><em>спортсменов к фрустрации, их отношение к жизненным целям и уровень внутренней устойчивости.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/469РЕФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2025-09-18T12:49:28-07:00Құралай Турлыханкызыkuralay_turlykhan@mail.ruЖанна Хамзина kuralay_turlykhan@mail.ruЕрмек Бурибаевkuralay_turlykhan@mail.ru<p><em>На современном этапе трудовые отношения в сфере образования становятся актуальной </em><br /><em>формой правового реформирования. Особенностью сложившихся в этой сфере трудовых отношений является то, </em><br /><em>что они не ограничиваются только экономическими аспектами, но имеют комплексный характер, направленный на </em><br /><em>развитие социального, культурного и человеческого капитала. Необходимость определения правового статуса </em><br /><em>педагогов в Республике Казахстан, защиты их трудовых прав, совершенствования условий труда, а также </em><br /><em>внедрения механизмов социального партнерства в организациях образования рассматривается как одна из </em><br /><em>важнейших предпосылок модернизации системы образования. </em><br /><em>Цель данной исследовательской работы–научное обоснование направлений правовой реформы </em><br /><em>трудовых отношений в сфере образования, роли Института социального партнерства и эффективных </em><br /><em>механизмов правового регулирования. В исследовании, опираясь на сравнительно–аналитический обзор </em><br /><em>международного опыта и национальной правовой базы, выявляются недостатки и правовые пробелы в </em><br /><em>обеспечении трудовых прав работников образования. Кроме того, будут предложены пути повышения </em><br /><em>социальной защищенности педагогов и усиления правовых гарантий в разрешении трудовых споров. В </em><br /><em>статье подчеркивается необходимость комплексного регулирования сложных правоотношений, </em><br /><em>возникающих на стыке трудового права и права на образование, научно анализируется перспектива </em><br /><em>развития механизмов социального партнерства (коллективных договоров, соглашений, роли </em><br /><em>профессиональных объединений и профсоюзов) в данной сфере.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/527ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ДИСКУРСА ПРОГРАММЫ «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ» И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ2025-09-29T09:36:22-07:00Гүлім Шүкенай chukenaeva@mail.ru<p><em>Статья посвящена педагогическому анализу общественного дискурса программы «Рухани жаңғыру». Основная цель исследования – выявить ценностные ориентиры в официальных и общественных коммуникациях и научно обосновать их воспитательный потенциал в формировании национальной идентичности молодежи. Работа исходит из того, что политика модернизации общественного сознания является не только социально-политическим феноменом, но и значимым методологическим и содержательным ресурсом, который может эффективно использоваться в системе образования и воспитания.</em></p> <p><em>Исследование направлено на определение роли дискурсивных стратегий в формировании ценностных установок молодежи и на разработку научных основ использования духовного и культурного содержания в образовательном процессе. Научная новизна исследования заключается в предложении нового подхода к комплексному анализу государственного идеологического дискурса с позиций педагогической науки. Практическая значимость состоит в возможности применения результатов в учебно-воспитательном процессе, в программах и методических материалах.</em></p> <p><em>В качестве методологической базы использован контент-анализ: количественный анализ позволил выявить частотность ключевых лексических единиц и тематических маркеров, а качественный – интерпретировать их в социально-культурном контексте. В результате установлено, что такие доминантные понятия, как «национальные ценности», «образование», «возрождение», «единство», «казахский язык», играют ключевую роль в формировании ценностного образа молодежи.</em></p> <p><em>Возможности формирования национальной идентичности молодежи определяются, прежде всего, их ориентацией на ценности, основанные на исторической памяти и культурных традициях. Кроме того, такие понятия, как «образование», «язык» и «единство» способствуют осознанию молодежью собственного «национального Я» и формированию конкурентоспособности в глобальном пространстве. Ценностная парадигма программы усиливает гражданскую ответственность молодежи, укрепляет социальное единство и национальную целостность, выполняя функцию действенного педагогического инструмента.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВАhttp://journal.zhetysu.edu.kz/index.php/home/article/view/481ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ (НА ОСНОВЕ КАЗАХСКИХ ПЕСЕН)2025-10-20T08:56:06-07:00Серикбол Шыныбаевshynybaevser1kbol@gmail.comЖуматай Таубалдиева z.taubaldieva@mail.ruСлушаш Онгарбаева sabitovna2018@mail.ru<p><em>В современном обществе актуальность сохранения национальной идентичности и </em><br /><em>передачи культурного наследия из поколения в поколение возрастает. В этом контексте система </em><br /><em>образования является основным институтом пропаганды национальных ценностей. В статье научно </em><br /><em>обоснована эффективность использования богатого песенного искусства казахского народа в </em><br /><em>профессиональной подготовке будущих учителей музыки. Цель исследования – определить педагогические </em><br /><em>условия, влияющие на развитие певческих навыков будущих учителей музыки на основе использования </em><br /><em>казахских народных песен, и доказать их эффективность. </em><br /><em>В ходе исследования в качестве педагогических условий рассматривались следующие вопросы: подбор </em><br /><em>вокального репертуара с учётом жанровых и стилистических особенностей казахских песен в соответствии с </em><br /><em>учебной программой; применение дифференцированных методов обучения, учитывающих индивидуальные </em><br /><em>особенности студентов; глубокий анализ интонационной структуры, исполнительских традиций и образного </em><br /><em>содержания казахских песен. Кроме того, национальный колорит и эмоциональная глубина песен </em><br /><em>рассматриваются как важный инструмент для совершенствования вокальной техники и развития </em><br /><em>художественной интерпретации. В процессе развития певческих навыков особое внимание уделялось развитию </em><br /><em>вокальной техники, интонации и музыкально–целевого мышления при сохранении национального колорита. </em><br /><em>Результаты исследования показали, что систематическое включение казахского песенного </em><br /><em>наследия в учебный процесс не только повышает профессионально–творческий потенциал будущих </em><br /><em>учителей, но и положительно влияет на формирование их интереса к национальной культуре, духовно</em><br /><em>нравственных ценностей и профессионального самосознания. Таким образом, песенное искусство казахского </em><br /><em>народа научно обосновано как важный дидактический и воспитательный ресурс в подготовке учителей </em><br /><em>музыки. Эта работа вносит вклад в теорию и практику музыкальной педагогики, а также в пропаганду </em><br /><em>национальной музыкальной культуры.</em></p>2025-10-30T00:00:00-08:00Copyright (c) 2025 ВЕСТНИК ЖЕТЫСУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.ЖАНСУГУРОВА